В тяжкие дни мировых потрясений, человеческого разъединения и забвения всех высших принципов бытия, которые одни лишь дают истинную жизнь и ведут к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, внесению огня подвига во все действия жизни и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей на протяжении многих тысячелетий чашу страдания и унижения и тем закалившей дух свой в великом терпении.
Елена Рерих
Елена Ивановна Рерих (1879–1955) – выдающийся русский мыслитель, подвижник и писатель, чьё творческое наследие представляет собой совершенно особое явление в отечественной и мировой научно-философской мысли. Созданные ею книги Живой Этики, посвящённые вопросам космической эволюции человечества, – главный труд её жизни, и её эпистолярное творчество, непосредственно связанное с этими книгами, заложили прочный фундамент многих культурно-духовных процессов, развивавшихся в пространстве ХХ века.
Елена Ивановна родилась 12 февраля (31 января) 1879 года в Санкт-Петербурге, в семье архитектора Ивана Ивановича Шапошникова, преподавателя Института гражданских инженеров, и его жены, Екатерины Васильевны (ур. Голенищевой-Кутузовой), внучатой племянницы великого русского полководца М.И.Кутузова. С ранних лет девочка проявляла незаурядные способности, к шести годам свободно читала и писала на трёх языках, уже в отрочестве серьезно интересовалась литературой и философией. Окончила в 1895 году Мариинскую гимназию с золотой медалью, получила музыкальное образование в Санкт-Петербургской музыкальной школе под руководством проф. И.А.Боровки и проф. С.А.Малозёмовой, предсказывавших ей блестящую карьеру пианистки.
Летом 1899 года, в имении своей тёти, княгини Е.В.Путятиной, Елена впервые встретилась со своим будущим мужем и сподвижником, молодым художником Николаем Константиновичем Рерихом, и 10 ноября (28 октября) 1901 года вышла за него замуж. В августе 1902 года у супругов родился первенец Юрий, в будущем – учёный-востоковед с мировым именем, а в 1904-м – Святослав, избравший ту же стезю, что и отец. Созданная Еленой Ивановной семья, сердцем и устоем которой она являлась, представляла собой дружный союз единомышленников, впоследствии сыгравший огромную роль в становлении нового планетарного мышления и нового сознания современного человечества. Трудно назвать хотя бы одну область их деятельности, где бы не было её благотворного влияния.
Дружно проходили мы всякие препоны, – писал Н.К.Рерих о своём браке уже на склоне лет. – И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: “Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице”. Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское.
До весны 1917 года Елена Ивановна жила в Санкт-Петербурге, большую часть времени уделяя воспитанию детей и созданию благоприятных условий для выявления их способностей и интересов. «Моя матушка, – вспоминал о своём детстве Святослав Рерих, – очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью, следила за нашими интересами и чувствами. Она никогда не настаивала ни на чём, никогда не старалась как-то нас убедить в чём-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно». «Наш дом был полон и предметов искусства, и замечательных книг, и коллекций Николая Константиновича. Перед нашими глазами раскрывался новый и богатый мир. Мы всегда присутствовали при всех разговорах Николая Константиновича, Елены Ивановны, слушали все, что они говорили. Это имело большое влияние на нас». Однако забота о семье не стала препятствием для реализации её огромного творческого и духовного потенциала. Елена Ивановна поддерживала все начинания мужа, выезжала с ним на археологические раскопки, изучала памятники древнерусской архитектуры, реставрировала полотна нидерландских мастеров из семейной коллекции. Именно она привила мужу и сыновьям любовь к философской мысли Востока, знакомством с которой открывался новый важный этап в формировании мировоззрения семьи Рерихов, связанный с осмыслением единого Источника всех Великих Учений, дававшихся человечеству на разных стадиях его развития.
Весной 1917 года семья Рерихов уехала в Сортавалу, после революционных событий через Скандинавские страны добралась до Лондона, осенью 1920 года переехала в Нью-Йорк. В 1921–1923 годах в США супруги Рерих при поддержке единомышленников создали несколько просветительских учреждений, вскоре превратившихся в ведущие культурные центры страны. 17 ноября 1921 года в Нью-Йорке была основана Мастер-Школа Объединенных Искусств, впоследствии переименованная в Мастер-Институт, главной целью которого основатели видели сближение народов через культуру и искусство. Доступ в его учебные классы был открыт всем желающим, независимо от возраста, преподавателями были приглашены известные писатели, артисты, художники, музыканты. Почти одновременно с Мастер-Институтом в Чикаго было учреждено объединение молодых художников «Соr Ardens» («Пылающее сердце»), а в 1922 году возник международный художественный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). 17 ноября 1923 года состоялось первое открытие Музея Рериха в Нью-Йорке с коллекцией из 315 полотен художника. Уезжая в 1923 году из США, Рерихи оставили там активную, плодотворно работающую группу учеников и сотрудников, ставшую одним из центров основанного ими культурного движения, которое вскоре обрело международный характер.
8 мая 1923 года Елена Ивановна вместе с Н.К.Рерихом и младшим сыном уехала во Францию, посетила Италию и Швейцарию и 17 ноября 1923 года отплыла из Марселя в Индию для участия в научной и художественной Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928), организованной её мужем с целью изучения миграций народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Она стала единственной женщиной, прошедшей весь маршрут, составивший свыше 25000 км. «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, – писал Николай Константинович, – замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она всё же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улажении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера». В 1926 году, во время пребывания Центрально-Азиатской экспедиции в Монголии, в Улан-Баторе под псевдонимом Наталия Рокотова вышла её работа «Основы Буддизма», трактующая фундаментальные философские понятия учения Будды и отражающая глубочайшую нравственную сторону этого учения.
К 1928 году, когда семья Рерихов окончательно обосновалась в Индии, в долине Кулу в Западных Гималаях, Елена Ивановна уже сложилась как мыслитель. Она блестяще знала древнюю и современную философию, тонко разбиралась в искусстве, свободно ориентировалась в общественной жизни и научных проблемах. Создание Гималайского института научных исследований «Урусвати», президентом-основателем которого она являлась, было связано с реализацией её идеи о Городе синтетического знания, в котором должны быть представлены все области науки. В начале 1930-х годов она участвовала в летних экспедициях в Лахул, организованных на базе Института.
Главной целью работы Елены Ивановны в Индии было сотрудничество с группой духовных учителей (традиция Востока называет их Махатмами – Великими Душами), которые находятся выше нас на лестнице космической эволюции и приносят человечеству те знания, которые оно в состоянии воспринять на данный момент. Это сотрудничество проявлялось во многих формах и было подробно зафиксировано в её дневниковых записях, которые она вела начиная с марта 1920 года вплоть до окончания земного пути. На основе этих записей были составлены книги философского учения Живой Этики, или Агни Йоги, разносторонне освещавшие вопросы космической эволюции человечества и особенности её грядущего витка. Их появление было напрямую связано с теми процессами, что происходили в науке, культуре и духовной жизни первой половины XX столетия, в том числе с так называемым «научным взрывом», заложившим основы нового, целостного подхода к изучению окружающей нас реальности. Многие выдающиеся умы того времени – передовые русские ученые В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, К.Э.Циолковский, а также философы-космисты И.А.Ильин, П.А.Флоренский и Н.А.Бердяев – уже предчувствовали наступающие изменения в истории человечества и возможность его прорыва на новую эволюционную ступень. Судьба человечества, утверждали они, неотделима от судеб Космоса и выход в Космос – освоение других миров – является для него неизбежным. Их труды оказали огромное влияние на формирование нового планетарного мышления, поэтому Живая Этика, несущая человечеству новые знания о Новой эпохе, приходящей на нашу планету, пришла на подготовленную почву.
Подытожив предыдущие накопления человеческого знания и органично соединив основные методы познания, Живая Этика предлагала новые подходы к решению целого спектра проблем и новые трактовки таких фундаментальных понятий, как дух и материя, энергия и сознание. Она представляла собой стройную философскую систему, несущую в себе принципиально новый тип мировоззрения, которое Н.К.Рерих определил как энергетическое. Согласно этому мировоззрению, Мироздание является грандиозной одухотворенной энергетической системой, развивающейся согласно Великим Законам Космоса. В ней человек был одной из многих структур, тесно связанной и взаимодействующей с остальными: с себе подобными объектами на поверхности планеты, с небесными телами, с мирами иных измерений и иных состояний материи. Энергетический обмен, являющийся главной движущей силой эволюции и идущий по нескольким направлениям, позволял ему повысить свой энергетический потенциал и получить возможность дальнейшего продвижения. Рассматривая человека как «часть космической энергии, часть стихий, часть Космического Разума», Живая Этика отводила ему роль главного инструмента эволюции, без которого основная задача эволюционного процесса – одухотворение материи, повышение её энергетики и переход в качественно иное, более высокое состояние – была бы неосуществима.
Помимо нашего плотного мира Живая Этика рассматривала миры иного состояния материи – Мир Тонкий и Мир Огненный, тесно связанные друг с другом и с плотным миром нашей планеты. Человек, сочетая в себе материю данных видов, находится в непрерывном взаимодействии с этими мирами, характер которого определяется уровнем и степенью расширения его сознания. В силу этого в Учении делался большой акцент на этические категории и их практическое воплощение – высокие нравственные ориентиры, любовь, сострадание, чувство ответственности перед ближними и перед всей космической эволюцией, сделавшей на нас «ставку». «Человек должен осознать свою ответственность перед мирозданием, – писали создатели Живой Этики. – Человек возвысился помыслом – и тем самым кому-то оказал существенное благодеяние. Человек пал духом – и тем самым, может быть, умертвил кого-то». «Понятие ответственности должно быть развито до бесконечности. Дух человеческий, как создатель, несёт ответственность за всё, содеянное им. Не убоимся осознать явление ответственности. Мы ответственны не только перед самими собою, но и перед Космосом».
Впервые книги этого философского учения были изданы на русском языке в 1924–1937 годах и уже при жизни Елены Ивановны переводились и публиковались на разных европейских языках. С 2003 года Международный Центр Рерихов приступил к научному изданию Живой Этики с текстологическим комментарием на основе дневниковых записей Елены Ивановны, а также дополнений и исправлений в её личных книгах.
В 1929 году в Париже под псевдонимом Ж.Сент-Илер был издан её труд «Криптограммы Востока», имевший тот же самый источник, что и книги Живой Этики, и тесно связанный с ними. Эти «Криптограммы» (или апокрифы) описывали легендарные и исторические события прошлого, повествуя о неизвестных сторонах жизни Великих Учителей человечества – Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского.
В Индии Елена Рерих принимала участие в необычном космическом эксперименте. Его проводили Космические Иерархи в связи с теми задачами, которые космическая эволюция поставила перед плотным миром земной материи. Поскольку любое эволюционное продвижение начинается с изменения уровня энергетики и появления новых видов энергий, необходим первопроходец, овладевший энергиями, которые станут уделом человечества будущих тысячелетий. Он также является посредником, который гармонизирует высокие космические энергии с энергиями планеты и закладывает необходимые основы для дальнейшего расширения сознания человечества. Взяв на себя роль такого посредника и первопроходца, Елена Ивановна получила возможность воспринимать и ассимилировать высокие космические энергии и ощущать все пространственные токи среди обычных земных условий путём открытия и огненной трансмутации своих энергетических центров. Прохождение этой трансмутации она назвала Огненным Опытом, первые записи которого относятся к 1924 году (см. сборник «У порога Нового Мира», 1993).
В фондах Музея имени Н.К.Рериха хранятся рисунки Елены Рерих, созданные в 1920–1930-е годы и свидетельствующие о разносторонней одаренности её натуры. Герои её зарисовок – мудрецы, подвижники и святые, посвятившие свою жизнь служению человечеству и способствовавшие его переходу на более высокую эволюционную ступень. Большинство рисунков – плод её видений. Многие полотна Николая Константиновича также были написаны непосредственно по её видениям. Сам художник признавал её высокую роль сотворца и вдохновительницы, подчеркивая большое значение Елены Ивановны для своего художественного творчества.
С 1933 года Елена Ивановна публиковала заметки под собственным именем и псевдонимом Т.П.Сундри в журнале «Оккультизм и Йога» – печатном органе русских эмигрантов, издававшемся сначала в Югославии, а затем в Южной Америке врачом А.М.Асеевым, состоявшим с Еленой Ивановной в многолетней переписке. Это были фрагменты её писем, адаптированные под задачи издания и размещённые в разделах «Свободная трибуна» и «Почтовый ящик».
Большой очерк «Преподобный Сергий Радонежский» Елена Ивановна посвятила жизни одного из самых почитаемых на Руси святых и подвижников. Этот материал, написанный под псевдонимом Наталия Яровская, вошёл в составленный ею сборник «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» (Рига, 1934) вместе со статьями В.О.Ключевского и Н.К.Рериха. Работа Е.И.Рерих стала прообразом биографических исследований будущего, которые будут рассматривать жизненный путь личности как целостное явление, охватывающее земную и надземную стороны и включённое в более широкий контекст метаистории.
В 1929–1935 годах Елена Ивановна активно работала над воплощением проекта организованной защиты культурного достояния человечества во время вооружённых и гражданских конфликтов (Пакт Рериха и Знамя Мира). В её руках была сосредоточена вся деловая переписка с Комитетом Пакта и Знамени Мира в Нью-Йорке, Европейским Центром при Музее Рериха, Латвийским обществом Рериха, являвшимися главными каналами проведения миротворческих идей Н.К.Рериха в странах Европы и Америки. Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями 21 государства.
Будучи Учредителем Музея Рериха и Мастер-Института, Елена Ивановна поддерживала тесный контакт с их сотрудниками, курировала все текущие события и планы будущих начинаний, просматривала еженедельные отчеты и отправляла рекомендации, советы и конкретные указания. Музей постепенно расширялся, насчитывая в своей экспозиции порядка 1000 полотен, и в 1929 году переехал в новое специально выстроенное здание – 29-этажный небоскрёб. Во второй половине 1935 года рериховским учреждениям в США был нанесён тяжёлый удар: президент учреждений и двое его сообщников отстранили от дел остальных членов Правления и через несколько лет захватили здание Музея со всем имуществом, включая полотна Н.К. и С.Н. Рерихов, ценнейшие коллекции, а также авторские копии дневников Е.И.Рерих. Суд, растянувшийся на несколько лет, принял решение в пользу грабителей, представивших сфабрикованные документы и заручившихся поддержкой члена правительства. Главной опорой международного культурного движения стало Латвийское общество Рериха, организованное осенью 1929 года. Оно взяло на себя издание и распространение книг Живой Этики, трудов Н.К. и Е.И. Рерихов и Е.П.Блаватской. Е.И.Рерих состояла в регулярной переписке с его сотрудниками, следила за ходом их просветительской работы.
Елена Ивановна оставила огромное эпистолярное наследие, которое является уникальным комментарием к книгам Живой Этики, а также ценнейшим источником, помогающим воссоздать событийно-фактическую канву её жизни и понять её эволюционную миссию. Двухтомник её избранных писем увидел свет в 1940 году благодаря усилиям сотрудников Латвийского общества Рериха. В 1999–2009 годах Международный Центр Рерихов (МЦР) опубликовал полное собрание её писем, хранящихся в Отделе рукописей МЦР. Это письма за 1919–1955 годы на русском, английском и французском языках, составившие девять больших томов; большинство из них ранее не публиковались. В числе знаменитых корреспондентов Елены Рерих были президент США Ф.Д.Рузвельт, министр земледелия США Г.Э.Уоллес, индийский физик и химик Ш.С.Бхатнагар, писатель русского зарубежья Г.Д.Гребенщиков, секретарь Л.Н.Толстого В.Ф.Булгаков, американский писатель Дж.Уид. Обширно представлена переписка с членами семьи и сотрудниками рериховских организаций. Люди со всего света – разного социального положения, возраста и профессий – видели в Елене Ивановне своего духовного наставника. Её умение доступно объяснять сложнейшие вопросы и явления свидетельствовало о глубоком знании предмета и необычайно ясном понимании основ бытия. На страницах писем перед читателем представал глубокий, зрелый философ, рассматривавший глобальные, космические процессы и различные аспекты человеческой деятельности в их неразрывном единстве. Центральные темы эпистолярного наследия Елены Ивановны – эволюционная деятельность Космических Иерархов, совершенствование человека, роль женщины в создании грядущего нового мира. Отвечая на вечный философский вопрос о смысле жизни, она определяла главнейшую задачу человека как расширение сознания, воспитание мышления и развитие личности – не только вобравшей богатейший познавательно-духовный опыт, накопленный человечеством за всю историю, но и постоянно открытой к восприятию новых знаний о мире и о себе. Личности, осознавшей единство Жизни и свою великую ответственность за каждую мысль, слово и действие.
Елена Рерих была превосходным переводчиком. В 1925 году в Нью-Йорке под псевдонимом Искандер Ханум вышел её перевод избранных писем Мыслителей Востока к деятелям теософского движения (книга «Чаша Востока. I. Письма Махатмы»). В 1931–1933 годы Е.И.Рерих проделала гигантскую работу – перевела с английского языка на русский текст «Тайной Доктрины» – фундаментального труда основательницы Теософского общества Елены Петровны Блаватской, которую глубоко почитала и называла «нашей национальной гордостью», «мученицей за Свет и Истину». Этот перевод увидел свет в 1937 году в Риге при содействии членов Латвийского общества Рериха. В Отделе рукописей МЦР находится перевод книги «Учение Храма» (сборник наставлений Учителя Иллариона), выполненный Еленой Ивановной в первой половине 1940-х годов.
17 января 1948 года, вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе со старшим сыном покинула долину Кулу в надежде вернуться на родину и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей – так она называла Россию. Период с 24 января по апрель 1948 года она провела в Дели, затем в связи с ухудшением здоровья переехала в Кхандалу, местечко рядом с Бомбеем. Её первое заявление о возвращении на Родину, поданное в Советское Посольство в феврале 1948 года, осталось без ответа. Такая же судьба постигла и последующие письма и прошения в адрес правительства. 12 февраля 1949 года она уехала из Кхандалы и в марте того же года поселилась в небольшом курортном городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев, где провела последние годы жизни, необычайно насыщенные и плодотворные.
Живя в Калимпонге, Елена Ивановна регулярно переписывалась с американскими и харбинскими учениками, оказывала консультации, связанные с переводом книг Живой Этики на английский язык. Принимала участие в работе Нью-Йоркского Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира, возобновившего свою деятельность в 1946 году. Осенью 1949 года усилиями её американских учеников и сотрудников К.Кэмпбелл-Стиббе, Б.Боллинга, З.Г. и Д. Фосдик в Нью-Йорке открылся Музей Рериха в новом здании и с новым составом Правления. Большую часть времени Елена Ивановна уделяла систематизации и приведению в порядок дневников, переписала ряд тетрадей с записями Огненного Опыта и параграфами Живой Этики, пострадавших от муссонных дождей в Бомбее.
В последние годы жизни в своём творчестве Елена Ивановна часто обращалась к теме грядущих перемен, которые произойдут в сознании людей, когда наука обратится к изучению тонких энергий и иных состояний материи и установит взаимную связь человека и Космоса. В небольшом очерке о науке будущего «Изучение свойств человека», впервые опубликованном в расширенном издании книги «У порога Нового Мира» и являющимся бесценным методологическим пособием для непредубежденного и духовно развитого учёного, она даёт подробный план направлений новой науки и говорит о синтезе всех наук, как естественных, так и гуманитарных, объединённых в одну грандиозную науку о строении Космоса. Некоторые направления новой науки, по её мнению, получат своё развитие только в будущем, другие станут дополнением уже существующих дисциплин – геологии, биологии, психологии, медицины, астрономии, которые, в свою очередь, претерпят существенные изменения, в корне пересмотрев старые понятия. Новая наука о Космосе будет неразрывно связана с наукой о человеке, являющемся главным инструментом эволюции. «Без уявления Института Изучения скрытых сил и свойств человека и взаимодействия и взаимосвязи Микрокосма от Макрокосма не осуществится Новая Эра, – писала она. – Новая наука о силах и свойствах человека должна войти в жизнь».
Елена Ивановна прекрасно понимала, что новое мировоззрение, отражённое в Живой Этике, встретит на своём пути немало трудностей, а также осуждение и открытое противодействие со стороны носителей старого сознания, и пройдёт немало времени, прежде чем это философское учение войдёт в научный оборот и «ляжет основанием воспитания и появления нового человечества». Именно поэтому большинство её дневников имеют строго установленные самим автором сроки публикации.
Отделенная от родины огромным расстоянием, она до самого последнего дня думала и писала о России, была полна планов и не теряла надежды увидеть родную землю. 5 октября 1955 года она ушла из жизни. На месте её кремации в Калимпонге была установлена белая ступа.
На сегодняшний день мы находимся только на первом этапе постижения жизненного пути и творческих достижений Елены Рерих. Тем и сюжетов, затронутых в её эпистолярном и философском наследии, хватит на целые поколения учёных, мыслителей и исследователей, перед которыми стоит непростая, но необычайно увлекательная задача.