Святослав Николаевич Рерих

36

Пусть стремление к Прекрасному будет нашей каждодневной молитвой… Поиски Красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. В трудные моменты жизни нужно мыслить о Красоте.

Святослав Рерих

С именем Святослава Николаевича Рериха (1904–1993), младшего сына Елены Ивановны и Николая Константиновича, связаны многие ключевые явления, происходившие в духовно-культурном пространстве планеты в ХХ веке. Художник, искусствовед, архитектор, инженер, ученый-естествоиспытатель, этнолог, религиовед, философ, предприниматель, просветитель, общественный деятель – как и все члены уникальной семьи, он отличался редким синтезом разнообразных талантов и сфер их приложения. Написал тысячи картин, несколько книг, занимался поисками противораковых средств, руководил крупными культурно-просветительными учреждениями и создавал их сам, координировал работу множества общественных организаций на нескольких континентах, закладывал основы новой, одухотворенной науки и нового образования и просвещения, возводил и укреплял устои сотрудничества двух великих держав – Индии и России.

Родился Святослав Николаевич 23 (10) октября 1904 года в Санкт-Петербурге, через два года после появления на свет брата Юрия. Призвание к художеству проявилось у него довольно рано. Еще совсем маленьким мальчиком он постоянно что-то рисовал, лепил, позднее посещал специальные классы Школы Императорского Общества поощрения художеств, которую возглавлял Николай Константинович. С 12-и стал подмастерьем у отца – помогал натягивать холсты на подрамники и готовить краски, а в 13 написал его первый портрет, обнаружив дар прирожденного портретиста. 15-летним подростком он вносит свою лепту в триумф русского театрально-декорационного искусства за рубежом – по заданиям отца исполняет детали его эскизов декораций и костюмов для дягилевских постановок 1919 года в знаменитом лондонском театре «Ковент-Гарден» и даже принимает участие в создании самих декораций.

Не менее серьёзным было и его тяготение к естественным наукам, а также к архитектуре (причем с инженерным уклоном), в пользу которой он сделал свой выбор, получая высшее образование уже в Америке, куда осенью 1920 года семья перебралась из Англии. После крайне напряженного года обучения в Архитектурной школе Колумбийского университета в Нью-Йорке Святослав Рерих переводится в Высшую школу архитектуры Гарвардского университета, где можно было пройти ускоренный курс по специальности, и параллельно посещает скульптурный класс Массачусетсского технологического института, совмещая все эти занятия с глубоким погружением в историю искусства. И к 1923 году, в свои неполные 19 лет, он был уже всецело готов к вступлению в жизнь наравне со старшим братом-востоковедом, успев к тому же приобрести репутацию талантливого театрального художника. В 1922 году в Бостоне состоялся его дебют в качестве сценографа, художника по костюмам и соавтора либретто одноактного модерн-балета «Свет и тьма». За ним последовали новые замыслы для предполагавшегося сотрудничества с антрепризой Сергея Дягилева в Париже, от которых остались сценарные разработки нескольких балетов и сотни эскизов костюмов, отмеченных великолепным чувством стиля и изысканной декоративностью. Выступает он и как даровитый книжный график, представив на выставке зарубежного русского рисунка в Нью-Йорке серию оригинальных иллюстраций к сборнику восточных сказок.

В мае 1923 года вместе с родителями Святослав Николаевич пересекает Атлантику, и после шестимесячного путешествия по Франции, Италии и Швейцарии вся семья в полном составе отправляется в Индию. Ознакомившись с главными историческими памятниками страны и установив связи с видными представителями индийской науки и искусства, Рерихи располагаются в независимом княжестве Сикким в Восточных Гималаях. В этом древнем центре буддийской культуры пройдет первый, подготовительный этап Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928), которая по своим задачам и значению имела планетарный характер. Здесь откроется новая яркая страница в изобразительном творчестве Святослава Рериха, будет положено начало его коллекции предметов восточного искусства, а также опытам в области ботаники, традиционной тибетской медицины и фармакопеи.

В октябре 1924 года он возвращается в Америку, где в качестве основного звена связи экспедиции с внешним миром занимается решением организационных вопросов – систематизирует поступающий с азийских просторов научно-художественный материал, собирает недостающее снаряжение, осуществляет контакты и мероприятия, необходимые для продвижения экспедиционного каравана.

Очень скоро он делается заметной фигурой на общественном поприще. В конце 1924 года его выдвигают на пост директора-куратора Международного Центра Искусств «Соrоnа Мundi» («Венец Мира»), одного из культурно-просветительных учреждений, основанных его отцом в Нью-Йорке. Талантливый организатор, тонкий знаток искусства и полномочный представитель семьи, мыслящий в русле ее эволюционных идей в области культуры, Святослав Рерих становится душой и двигателем широкомасштабной деятельности Центра, стремившегося сблизить страны и континенты через искусство, утвердив его как международный язык сердечного взаимопонимания. В 1928 году, со строительством нового, большого здания нью-йоркского Музея Рериха, Святославу Николаевичу придется также взять на себя и обязанности вице-президента Музея. К тому времени он уже снискал славу одного из лучших портретистов Нового Света. Первые персональные выставки картин молодого художника, прошедшие в 1925–1926 годах в нескольких крупных городах Америки, привлекли к себе всеобщее внимание и получили высокую оценку именитых мастеров и взыскательной критики, а его работы на восточные сюжеты удостоились премии и серебряной медали на Международной выставке в Филадельфии.

В августе 1928 года Святослав Николаевич вновь прибывает в Индию, в Дарджилинг, где воссоединяется с семьей, возвратившейся из Центрально-Азиатской экспедиции, и увековечивает образ ее руководителя академика Н.К.Рериха в двух портретах, вошедших в число шедевров мировой живописи, каждый из которых позднее был отмечен высшей наградой на выставках в Венеции и Нью-Йорке.

В конце 1928 года семья Рерихов поселяется в Наггаре в высокогорной западногималайской долине Кулу, выбранной как наиболее удачное место для основанной ими международной научной станции – Гималайского Института научных исследований «Урусвати», предтечи науки будущего. Весной того же года Святослав Николаевич покидает Индию – его ждет напряженная работа в Европе и Америке. Под его началом осуществляется издание книг Живой Этики в Париже; в его непосредственном участии и руководстве нуждаются многие направления деятельности рериховских культурно-просветительных организаций в США, в том числе продвижение проекта Пакта Рериха по охране культурных ценностей. Будучи одним из соучредителей Пакта, Святослав Николаевич вносит также свой вклад и в развитие связанной с этой идеей Всемирной Лиги Культуры, основав в Америке общество по изучению философии и религий. На фоне этой кипучей общественной деятельности и неуклонного восхождения к вершинам живописного мастерства начинаются его первые химические опыты по изучению тонкоэнергетических свойств металлов в рамках одной из исследовательских программ Института «Урусвати».

По возвращении в Кулу осенью 1931 года сфера его научно-практической деятельности значительно расширяется. Одну из первоочередных своих задач Институт видит в том, чтобы обогатить относительно молодую западную науку многовековым опытом традиционной восточной медицины. И Святослав Николаевич, возглавивший его естественнонаучный отдел, вместе с братом, переводившим собранные в экспедициях древние рукописи по терапии и фармакопее, приступает к изучению местных медицинских систем. В сотрудничестве с ламами-лекарями он восстанавливает старинные рецептуры и приготовляет препараты от различных заболеваний, таких как рак, астма, психические расстройства и многие другие. Эта сложная работа сопровождается изучением местного фольклора, без знания которого было порой невозможно идентифицировать входившие в рецептуру лекарственные вещества, скрывающиеся под образными мифологическими наименованиями. Предвосхищая нужды медицины будущего, Святослав Николаевич проводит успешные опыты по разведению редких высокогорных лекарственных растений в условиях более низких высот, а также по возрождению культивирования универсального лекарственного сырья, имевшего широкое применение в древности. Семена многих редких растений он посылает в различные научные центры и известным ученым, в том числе академику Н.И.Вавилову – «как вклад в культурное строительство нашей Родины». Страстно увлеченный с малых лет миром Природы во всем ее многообразии, он занимается также орнитологией, палеонтологией и кристаллографией, собирает энтомологические и минералогические коллекции для музея Института.

Еще одним направлением деятельности Института «Урусвати», за которое отвечал Святослав Рерих уже как искусствовед, были исследования в области индийского и центральноазиатского искусства. На протяжении многих лет он изучал традиции Гималайской школы живописи, вписавшей ярчайшую страницу в историю индийского и мирового искусства, и считался одним из авторитетнейших ее знатоков, сделавшим немало важных открытий. Проникшись духом этой традиции, он творчески претворил лучшие достижения Гималайской школы в своей живописи.

Закладывая в «Урусвати» основы новой, одухотворенной науки, которая в своем познании многомерной структуры Мироздания будет опираться на синтез естественных и гуманитарных наук, древних и современных знаний и методологий Востока и Запада, Рерихи придавали особое значение нравственным качествам самого ученого. Проблема воспитания внутреннего человека, иначе говоря, нравственного совершенствования, всегда волновала Святослава Николаевича. Уже с юности он прорабатывал различные религиозные и философские учения, пытаясь постичь некоторые «секреты жизни», и находил в них много общего в подходах к развитию все более совершенного человека, эволюционирующего в согласии с высшими принципами бытия. В середине 1930-х годов им была составлена книжечка по так называемому Срединному Пути, содержащая выдержки из «Добротолюбия», изречений Конфуция, буддийских и других писаний.

Все эти разнообразные и трудносочетаемые на первый взгляд занятия не помешали дальнейшему развитию его уникального живописного таланта. Сложившись как художник под влиянием творчества отца, которого он считал своим главным учителем, сотрудничал с ним и был достойным продолжателем его традиций, Святослав Рерих довольно рано заявил себя как яркого, самобытного мастера, утверждавшего свой собственный путь в живописи. Уже в самом начале этого пути он знал, чтó хочет сказать людям своим искусством, и неустанно совершенствовал свою технику, делая ее все более послушным инструментом для воплощения близких ему идей, постоянно искал новые выразительные средства, отвечающие задачам искусства новой эпохи, которую Рерихи называли эпохой энергетического мировоззрения, познания тонких энергий, глубинных аспектов жизни. Много путешествуя по свету, Святослав Николаевич учился на лучших достижениях мировой культуры, претворяя их в своем творчестве. Но именно в Индии, которая приобрела для него значение неиссякаемой сокровищницы всевозможной красоты, древних знаний и непрерываемой культурной традиции, он нашел наиболее созвучные своему искусству мысли, формы, ритмы, краски и сюжеты. Основной темой его живописи становится теперь природа и народ Индии, ключом к постижению которой он считал ее религиозно-философские учения, проникнутые ощущением космичности жизни. Знание этих учений, искренняя любовь к жителям этой страны, которых он очень ценил за внутреннее богатство и утонченность восприятий, позволили Святославу Рериху не только отразить в своих красочных светоносных полотнах сверкающую красоту Индии, но и передать незримый сокровенный пульс ее жизни. «Художник-риши», «драгоценный дар Индии от России» – так за высокие человеческие качества, мудрость и мастерство в искусстве называли его сами индийцы. Имевший высокие звания, степени и награды, привыкший с юных лет общаться со светилами науки и искусства, выдающимися философами и духовными подвижниками, главами государств и коронованными особами, он был человеком очень скромным и всегда с сочувственным пониманием относился к нуждам самых простых людей.

Как и отец, Святослав Рерих был мастером универсального склада. С равным успехом он работал в самых разных техниках и жанрах, в числе которых были и аллегорические композиции на волнующие его темы. В 1930-е годы он пишет первые картины из своего так называемого библейского цикла, переосмысляя канонические сюжеты в контексте энергетического мировоззрения. В конце жизни художника вечные темы получат свое воплощение в большом философском цикле, в котором кисть мастера запечатлела красоту реальности миров иных измерений.

Имя Святослава Рериха входит в художественную жизнь Индии с середины 1930-х, с появлением его работ на выставках в разных городах страны, когда он завоевывает известность, начинает получать заказы на портреты. Высокого признания заслуживает его искусство и в Европе – в 1939 году Люксембургская галерея в Париже приобретает один из его портретов отца. В 1940–1941 годах ряд персональных выставок художника проходит в Америке.

В первые же дни Великой Отечественной войны Святослав Николаевич вместе с братом телеграфирует в Советское посольство в Лондоне, заявляя о своей готовности вступить добровольцем в ряды Красной Армии и с оружием в руках защищать рубежи родины. Всю войну в фонд Советского Красного Креста перечисляются средства, полученные от продажи картин Н.К. и С.Н. Рерихов на их совместных выставках, которые Святославу Николаевичу удается организовать в Дели, Бомбее, Хайдарабаде и других крупнейших городах Индии в 1941–1944 годах.

В многочисленных поездках по стране устанавливаются дружественные контакты с ее видными государственными, политическими и культурными деятелями, и в первую очередь с Джавахарлалом Неру, лидером борьбы за независимость, которого Святослав Николаевич привез в Кулу в мае 1942 года. Тогда в беседах с будущим «отцом нации» были намечены контуры культурного сотрудничества двух великих держав, и Рерихи стали «живым мостом» единения народов Индии и России. С появлением в Дели Советского посольства в послевоенные годы Святослав Николаевич постоянно принимает участие в различных мероприятиях и приемах делегаций, в том числе правительственных, играя роль посредника между индийской и российской сторонами. Эта многолетняя подвижническая деятельность Святослава Рериха впоследствии была отмечена Международной премией имени Дж.Неру и советским орденом Дружбы народов.

В августе 1945 года в биографии Святослава Рериха происходит событие, которое еще больше сблизило его с Индией. Его верной спутницей жизни, связанной с ним общностью интересов и устремлений, стала «Первая Леди индийского экрана», выдающаяся актриса, продюсер и директор ведущей кинокомпании Девика Рани. Внучатая племянница Рабиндраната Тагора, получившая блестящее образование в Англии и разносторонне одаренная, она стояла у истоков звукового индийского кино, была основоположницей естественного стиля игры и, обладая редким даром «возвышать простую жизненную ситуацию до высот прекрасного», заслужила всенародную славу и любовь. Встретив Святослава Рериха на пике своей блистательной карьеры, Девика Рани оставила киностудию и посвятила себя заботам о муже и общественной деятельности. Оба они вошли в историю созидания новой, независимой Индии как активные участники ее культурного строительства, и за свои выдающиеся достижения в области искусства и культуры оба были удостоены одной из высших государственных наград – ордена «Падма Бхушан».

Благодаря организаторскому таланту Святослава Рериха, инициировавшего создание Индийского Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира, Республика Индия с первых же своих шагов включилась в орбиту мирового эволюционного движения, подписав в 1948 году Пакт Рериха по охране культурных ценностей.

Тогда же при активном участии Святослава Николаевича была учреждена Всеиндийская Ассоциация изобразительных искусств, и на посту ее вице-президента он многое сделал для координации и объединения деятельности различных художественных союзов, обеспечения государственной поддержки молодых талантов, которые впоследствии составили славу национальной живописи. Другой его насущной заботой было пробуждение интереса к искусству в обществе, утверждение в массовом сознании особой роли культуры. Эта тема неизменно звучит во всех его выступлениях в различных организациях, на страницах газет и журналов, по радио.

Будучи глубоким и самобытным философом, носителем идей Живой Этики, он осмысливал и развивал наиболее близкие ему положения этого Учения, и прежде всего положение об эволюционной роли Красоты. В начале 1950-х годов он пишет книгу «Искусство и Жизнь», размышляя на ее страницах о тесно связанных между собой искусстве жизни и таинстве искусства. Исходя из тезиса, что вся эволюция мира стремится к Красоте, совершенству, он рассматривает проявления космического закона Красоты в различных царствах Природы, описывает тонкоэнергетические механизмы воздействия Красоты на сознание человека. И с этих позиций раскрывает источники и назначение подлинного искусства, утверждает высокую миссию художника, который, настраиваясь «на эволюционные течения» и открывая нам глаза «на все более возвышенную красоту, вносит свой вклад в великую задачу развития более совершенного человечества, созидания более совершенной жизни».

В тот же период Святослав Николаевич приступает к развитию первой в Индии и одной из крупнейших в мире плантации редких деревьев-эфироносов. В имении Татагуни под южноиндийским городом Бангалором, где супружеская чета поселилась в конце 40-х годов, он создает образцовое производство, разработав экологичную технологию получения высококачественного эфирного масла линалое, которое покупают зарубежные парфюмерные фабрики. Эта сложная, очень хлопотная предпринимательская деятельность, решившая финансовый вопрос, позволила ему сохранить большой выставочный фонд картин отца и своих собственных, переданных потом в дар музеям России, Индии и Болгарии, а также обеспечила художнику творческую свободу, избавив от необходимости писать на заказ. В работе с эфироносами были также продолжены опыты по биологии растений и медицине, начатые им в Институте «Урусвати» в 1930-е годы.

Эпоха 60-х началась с настоящего триумфа новаторского искусства Святослава Рериха, давшего в своем творчестве органичный синтез живописных традиций Запада и Востока, декоративности и реализма. Залы крупнейших галерей и музеев Дели, Москвы и Ленинграда в течение нескольких месяцев принимали большую выставку картин художника. Этот «Праздник Красоты», как назвал его Дж.Неру, собирал везде многотысячные толпы зрителей и необычайно сблизил народы Индии и России.
В 1961 году благодаря многолетним трудам Святослава Николаевича в Кулу открылась Мемориальная галерея Н.К.Рериха, которую он в дальнейшем всемерно расширял, мечтая о создании большого Музея и крупного Исследовательского Центра, согласно воле родителей. Предметом его постоянных забот была и сама долина Кулу, ее развитие как туристического центра, как музея под открытым небом. Этой «колыбели всей древней культуры» он посвятил замечательную монографию «Искусство долины Кулу», которая вышла в свет в 1967 году и по сей день остается основополагающим исследованием по данной теме.

Тогда же, в 1960-е, на другом конце Индии – в большом научно-индустриальном городе Бангалоре закладываются основы еще одного масштабного проекта Святослава Рериха, воплотившего в нем концепцию просвещения и образования, разработанную в свое время его отцом. В сотрудничестве с Союзом художников он создает здесь крупнейший в стране Арт-комплекс Читракала Паришат, который со временем стал Всеиндийским центром изобразительных искусств, объединившим в себе различные культурно-образовательные учреждения, в том числе Рериховскую галерею, которой художник передал в дар около 120 картин отца и своих собственных. Все этапы строительства, становления и развития Читракала Паришат проходили под непосредственным руководством Святослава Николаевича, который возглавлял его Попечительский, Ученый и Художественный советы.

С конца 1970-х годов под идейным водительством Святослава Рериха развивалась бангалорская школа имени Ауробиндо Гхоша, которая приобрела репутацию одной из лучших в мире. Дети учатся в ней с 3-х до 16 лет, воспитываясь в атмосфере любви, радости познания и свободы мысли. Формируя личность нового, более совершенного человека будущего, школа с первых же дней ведет ребенка «по тропам восхождения», вовлекая в мир идей великих философов, героических образов народного эпоса, развивая его творческие способности и духовные силы через искусство.

Рериховские идеи формирования гармоничной творческой личности и общества по законам Красоты через культуру и искусство получили в те годы свое воплощение и в Болгарии, где широкие долгосрочные программы эстетического воспитания поддерживались на государственном уровне. В результате сотрудничества Святослава Рериха и министра культуры страны Людмилы Живковой появился такой грандиозный проект, как Международная детская ассамблея «Знамя Мира», которая проводилась в Болгарии в 1979–1985 годах под эгидой ЮНЕСКО, объединив в творческих конкурсах сотни тысяч детей разных стран.

В 1970–1980-е годы Святослав Николаевич неоднократно приезжает в Советский Союз в связи с празднованиями юбилеев Н.К. и Ю.Н. Рерихов и своих собственных, а также привозит выставки картин, которые экспонируются во многих городах страны и вызывают широкий интерес к рериховскому художественно-научному наследию. Более трех десятилетий оставаясь последним из Рерихов, великих наших соотечественников, которые по всему миру трудились во славу России и завещали ей все свои достижения, Святослав Николаевич тревожился за судьбу наследия. В течение многих лет он не находил отклика в чиновничьих сердцах, пытаясь решить вопрос о создании музея Н.К.Рериха на родине и возобновлении работы Института «Урусвати» в Кулу, в котором могли бы сотрудничать индийские и российские ученые. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь при М.С.Горбачеве. В октябре 1989 года был учрежден Советский Фонд Рерихов (впоследствии переименованный в Международный Центр Рерихов) и уже в мае 1990-го переданное в дар обширнейшее наследие прибывает в Москву и становится основой создания общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Как Почетный Президент-основатель, Святослав Николаевич определяет концепцию развития этого международного Центра, деятельность которого должна способствовать обновлению и расширению сознания человечества, закрепив за Россией роль первооткрывателя нового космического мышления.

Успев создать в середине 1992 года Международный Мемориальный Трест Рерихов для охраны и развития памятных рериховских мест в Индии, 30 января 1993 года Святослав Рерих уходит из жизни, завещав предать его тело земле на родине. Как и все Рерихи, он верил в высокое предназначение России и видел в ней «пространство Будущего». Во имя этого Будущего он и трудился и призывал других своим неизменным девизом: «Будем всегда стремиться к Прекрасному!»