Новый выставочный проект «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее»

81

Международный Центр Рерихов и Международный комитет по сохранению наследия Рерихов презентовали новый выставочный проект «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», приуроченный к 120-летию путешествия Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов по древнерусским городам.

17 и 18 мая 2023 года в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых (Смоленск) и в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете (СПбГАСУ) состоялось торжественное открытие выставочного проекта.

Организатор выставки: Международный Центр Рерихов.

Соорганизаторы выставки: Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов, Советский Фонд Мира, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха и региональные рериховские организации.

Выставки в рамках проекта планируется провести в городах и исторических местах, связанных с экспедиционным маршрутом Рерихов в 1903–1904 гг. Время осуществления проекта: 2023–2024 гг.

Имя Николая Константиновича Рериха (1874–1947), всемирно известного русского художника, философа, путешественника, ученого и общественного деятеля, стало символом мира, культуры и созидания. Вклад семьи Рерихов в отечественную и мировую культуру имеет всеобъемлющее значение.

Летом 1903 года Николай Константинович, занимая должность секретаря Императорского общества поощрения художеств, вместе с женой Еленой Ивановной начал двухлетнюю экспедицию по Руси. Рерихи посетили более 40 городов, связанных с русской историей: Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов Великий, Смоленск, Изборск, Псков и другие. Отправным пунктом маршрута стал Санкт-Петербург, родной город художника.

По поручению Императорского общества поощрения художеств Н.К.Рерих создал целую коллекцию эскизов и этюдов русской старины. Он изучал древнерусскую архитектуру различных эпох и школ, исследовал старинную живопись, фрески, иконы, предметы прикладного искусства, собирал народные сказания, песни.

Итогом поездки «по старине» стали новые картины, статьи Н.К.Рериха, фотографии храмов, выполненные Е.И.Рерих на маршруте экспедиции. В январе 1904 года этюды Н.К.Рериха были представлены на выставке Императорского общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. В целом эта большая живописная серия насчитывала около 90 архитектурных этюдов. В них широко было показано многообразие и богатство древнерусского зодчества. «Пантеоном нашей былой славы» назвал эти картины искусствовед Сергей Эрнст.

В очерке «По старине» художник вспоминал: «Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг нее … и много где памятники стоят мертвыми…».

В своих статьях Н.К.Рерих поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры. Художник увидел ужасающую картину разрушения исторического и культурного наследия Руси, встретил равнодушие чиновников и их нежелание сохранить для будущего наследие старины. Путешествие «по старине» послужило началом широкой общественной деятельности Рериха в защиту культуры: «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных». Спустя несколько десятилетий им был разработан международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – Пакт Рериха, который стал первым договором в защиту культурных ценностей как в мирное, так и в военное время. Впоследствии он послужил основой для создания и деятельности ЮНЕСКО.

Выставочный проект популяризирует творческое наследие Н.К.Рериха, а изучение памятников старины дает импульс для познания героической истории России и родного края, воспитания патриотизма у молодежи. В рамках проекта пройдут разнообразные культурно-просветительские мероприятия. Одной из главных задач проекта является привлечение внимания государственных и общественных организаций к проблеме охраны и воссоздания разрушающихся памятников культуры в регионах России с целью сохранения нашего великого культурного достояния.

 

1. В Смоленске начал работу выставочный проект «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее»

Н.К.Рерих. Смоленск. Башня. 1903. © Государственный музей Востока

17 мая 2023 года в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых (Смоленск) состоялось торжественное открытие выставочного проекта «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», приуроченного к 120-летию путешествия Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов по древнерусским городам. В 1903 году они начали двухлетнюю экспедицию по России. Супруги посетили более 40 городов, связанных с русской историей: Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Смоленск, Изборск, Псков и другие. Это путешествие Николай Рерих назвал «Поездкой по старине». Художник поставил перед собой задачу по изучению древнерусской архитектуры различных эпох и школ, они исследовал старинную живопись, иконы, фрески, предметы прикладного искусства, собирал народные сказания и песни. Приехав в Смоленск, Николай Константинович посвятил свое время изучению архитектурных памятников, впервые познакомился с княгиней М.К.Тенишевой и ее многогранной культурно-просветительской деятельностью по защите и популяризации русской старины. Это знакомство в дальнейшем переросло в многолетнюю дружбу и сотрудничество.

На нескольких этюдах Н.К.Рериха запечатлены могучие стены Смоленского кремля с многочисленными башнями, возведенные еще при Борисе Годунове на высоких холмах над Днепром. Рерих пишет в Смоленске картины «Башня», «Общий вид стен кремлевских», «Крыльцо женского монастыря» и другие. Художник активно выступает в защиту сохранения Смоленского кремля как уникального памятника, знакомится с местными историками и археологами, находит несколько курганов вокруг Талашкина и намечает планы их исследования, создает работы для художественно-производственных талашкинских мастерских.

На открытии выставки с приветственным словом к гостям обратились первый заместитель начальника Департамента культуры Смоленской области Александр Иванович Жбанов, директор Культурно-выставочного центра имени Тенишевых Юлия Николаевна Гришечкина, Вице-президент Международного Центра Рерихов (МЦР) Александр Витальевич Стеценко, заместитель директора Смоленского музея-заповедника по научной работе доктор исторических наук Анастасия Владимировна Тихонова, заместитель директора по учебной работе Детской художественной школы имени М.К.Тенишевой Татьяна Александровна Еленева. Руководитель отдела выставок МЦР Дмитрий Юрьевич Ревякин провел экскурсию по выставке. Он рассказал о творчестве художника и его путешествии по древнерусским городам, которое стало импульсом для последующей многогранной миротворческой деятельности.

С музыкальным номером выступил ученик Детской музыкальной школы № 1 имени М.И.Глинки Егор Романенко (преподаватель Наталья Новикова).

Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» повторит маршрут знаменитой экспедиции Н.К.Рериха «по старине». Посетить выставку можно до 31 мая 2023 года. Вход свободный.

Публикации в СМИ

 

2. Открытие выставки Международного Центра Рерихов «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете

18 мая 2023 года в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете (СПбГАСУ) состоялось открытие выставки Международного Центра Рерихов «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», приуроченной к 120-летию путешествия Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов по древним городам России и подготовленной к экспозиции Санкт-Петербургским отделением МЦР.

«Поездкой по старине» назвал Н.К.Рерих свое путешествие 1903–1904 годов. Он изучал древнерусскую архитектуру, старинную живопись, фольклор. Результатом «поездки по старине» стали этюды и картины, многочисленные статьи Н.К.Рериха. Наряду с этими материалами мы сегодня можем видеть замечательные фотографии храмов, сделанные Е.И.Рерих, участницей этого путешествия.

Выставку открыла Екатерина Рюриковна Возняк, декан архитектурного факультета СПбГАСУ. Она отметила значимость проведения экспозиции в стенах университета и посоветовала присутствующим студентам посетить города, вошедшие в маршрут Н.К.Рериха «по старине», чтобы соприкоснуться с архитектурным наследием прошлого.

С приветственной речью выступил председатель Санкт-Петербургского Отделения МЦР Эдуард Антонович Томша. Он обратил внимание собравшихся на важность открытия выставки в Санкт-Петербурге и тот факт, что культурная и научная общественность России в течение двух лет будет отмечать это знаменательное событие – 120-летие художественно-археологической экспедиции Н.К.Рериха и его супруги Е.И.Рерих.

Эдуард Антонович кратко представил историческую справку о том, что в 1903 году Николай Константинович вместе с женой Еленой Ивановной при поддержке Императорской археологической комиссии и Императорского общества поощрения художеств посетил целый ряд городов, связанных с важными этапами русской истории и становлением исконной русской архитектуры. В 1904 году Н.К.Рерих продолжил экспедицию по России уже самостоятельно. В двухлетний маршрут вошло более 40 городов. Результатом этой художественно-археологической экспедиции стали более 90 работ, художественных зарисовок, этюдов русских святынь, благодаря которым сегодня архитекторы, а также исследователи истории и культуры нашей страны могут иметь представление о корнях, особенностях и традициях, заложенных в архитектурных формах шедевров древнерусского зодчества.

Как отметил Э.А.Томша, путешествие послужило импульсом для разработки Н.К.Рерихом концепции культуры и специального соглашения между странами для охраны культуры как главного устоя эволюции человечества. Его широкая общественная деятельность в защиту культуры в России и за рубежом воплотилась в первом международном Договоре 1935 года о защите культурного наследия как в военное, так и в мирное время – Пакте Рериха, послужившем основой для создания ЮНЕСКО, принятия Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов и двух Протоколов к ней.

В своем выступлении Э.А.Томша рассказал, что в экспозиции выставки можно увидеть историческую ретроспективу художественно-археологической экспедиции Н.К.Рериха, этюды, выполненные по маршруту экспедиции 1903–1904 годов с высказываниями художника.

В заключение Эдуард Антонович Томша сообщил об открытии Международным Центром Рерихов 17 мая 2023 года в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых (г. Смоленск) выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее». Этот проект после Смоленска и Санкт-Петербурга продолжит свой путь по городам России и Беларуси, где проходил маршрут экспедиции Н.К.Рериха.

Далее с приветственным словом выступил председатель Правления Санкт-Петербургского союза ученых Андрей Леонидович Тимковский. Он рассказал о борьбе членов Союза ученых за сохранение не только архитектурных памятников, но также археологических ценностей, библиотек, научных учреждений. Слушатели узнали о проведенной Союзом ученых в 2021 году совместно с Международным Центром Рерихов онлайн-конференции, посвященной защите культурных ценностей. Были высказаны мысли о необходимости создания и поддержки условий для сосуществования и созвучия культуры разных пластов и времен, о недопустимости создания архитектурных «монстров». В конце своего выступления Андрей Леонидович выразил благодарность устроителям выставки.

Заместитель декана архитектурного факультета СПбГАСУ Милена Владимировна Золотарева выразила озабоченность, связанную с проблемой нарушения городской среды и потерей идентичности исторических городов России, создающей неповторимость каждому из городов. Она подчеркнула важность вклада Н.К.Рериха в вопрос сохранения архитектурных ценностей.

Заместитель декана архитектурного факультета СПбГАСУ Олег Павлович Федоров поблагодарил Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов за возможность проведения выставки в стенах СПбГАСУ. В его речи прозвучали мысли о необходимости и важности внимательного отношения к культуре, к истории и историческому наследию как объединяющим началам. Он также рассказал о работе, проводимой в рамках учебного процесса университета и связанной со знакомством студентов с памятниками архитектуры Ленинградской области и разных городов России.

Доцент кафедры истории теории архитектуры СПбГАСУ Валерий Юрьевич Мостович обратил внимание на значимость Пакта Рериха и Знамени Мира – отличительного знака Пакта, предложенного Н.К.Рерихом. Он привел высказывания из публикаций Н.К.Рериха о роли культуры в жизни каждого человека, в том числе из очерка «Оборона»: «Всякое культуроборство есть невежество. Всякое против культуры сквернословие есть признак животности. Человечность и служение человечеству воздвигнутся от культуры. Нести знамя культуры – это значит охранить лучшие мировые ценности».

Старший преподаватель кафедры архитектурного и градостроительного наследия Юрий Александрович Обласов посвятил свое выступление исключительной актуальности выставки, представленной в стенах университета, важности сохранения культурной преемственности от поколения к поколению и необходимости сохранения культурных ценностей как фактору, способствующем поддержанию этой преемственности. Юрий Александрович рассказал о двух подходах к памятникам старины: принципе, изложенном «прерафаэлитами», смысл которого заключается в допущении саморазрушения памятников архитектуры, потерявших свою актуальность, и о принципе научной реставрации, целью которой является обеспечение максимального поддержания памятников архитектуры, а также актуализация их функции во избежание разрыва культурной преемственности поколений.

С заключительным словом выступил председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Э.А.Томша. Подытоживая выступления уважаемых преподавателей и руководителей СПбГАСУ, он отметил что «защита должна быть действенной и, как справедливо было сказано, – да, есть два направления в отношении к памятникам старины, но какое одержит победу, зависит от всех нас… Если мы говорим о сегодняшнем открытии выставки в вашем университете, то от вас зависят конкретные, реальные проекты, в основе которых будут действенно учитываться и важная составляющая нашей преемственности из прошлого, и те незыблемые устои культуры, на которых, как на фундаменте, будут строиться современные шедевры архитектуры».

В заключение мероприятия студенты, преподаватели и гости осмотрели выставку. Состоялась продолжительная дискуссия и обмен мнениями по содержанию экспозиции.

Источник: Сайт Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов

Публикации в СМИ

Открылась выставка к 120-летию путешествия Н.К.Рериха по древнерусским городам // Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 19.05.2023.

Открылась выставка к 120-летию путешествия Н.К.Рериха по древнерусским городам // Беzформата, 19.05.2023.

 

3. В Нижнем Новгороде начал работу выставочный проект «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее»

9 июня 2023 года в Нижегородской областной универсальной научной библиотеке имени В.И.Ленина состоялось торжественное открытие выставочного проекта Международного Центра Рерихов (МЦР) «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее».

Соорганизаторы проекта: Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР, Советский Фонд Мира, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, региональные рериховские организации.

Среди приглашенных на открытие выставки были представители Нижегородской областной администрации, директор Нижегородского художественного училища, народный художник, академик Российской академии художеств Алексей Николаевич Гущин, директор Музея Нижегородского университета имени Лобачевского Наталья Борисовна Кузнецова и другие представители культурной общественности города.

Открытие проекта «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Нижнем Новгороде приветствовали руководитель Управления государственной охраны Нижегородской области Григорий Викторович Меламед, заместитель директора по научной и библиотечной работе Ольга Николаевна Лисятникова, Вице-президент МЦР, член Международного комитета по сохранению наследия Рерихов Наталья Николаевна Черкашина, председатель Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха Эльвира Петровна Чистякова.

Присутствующие на выставке с большим интересом и одобрением встретили выступление ансамбля народной песни «Околица» Каменского дома народного творчества (село Каменки Богородского района Нижегородской области, руководитель – Алена Кожевникова).

Экскурсию по выставке «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» провел сотрудник МЦР, член Международного комитета по сохранению наследия Рерихов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион» Сергей Владимирович Скородумов. Он подчеркнул, что все труды семьи Рерихов были посвящены Родине и неразрывно связаны с именем преподобного Сергия Радонежского. Рерихи считали этого святого своим Учителем, многогранно отразили его образ и идеи в своем творчестве. Академик Людмила Васильевна Шапошникова (1926–2015), доверенное лицо Святослава Николаевича Рериха, один из основателей и первый генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха в своей книге «Мастер» рассматривает путешествие Н.К.Рериха по Руси во взаимосвязи с образом Преподобного Сергия Радонежского: «Города, в которых он [Н.К.Рерих] побывал в 1903 и 1904 годах, также имели отношение к строительным моментам. … Строительные моменты были связаны всегда со строителями. Сергий Радонежский был одним из них. Существовала некая странная, не всегда поддающаяся определению связь между ними. Некая, я бы сказала, похожесть. Та похожесть, которая нередко объединяет учителя и ученика… Оба они, инок и художник, считали, что культурное строительство является главным в любом строительстве, что первое – основа всему … Казалось, Сергий и его жизнь предопределили и выбор маршрута путешествия по старинным русским городам».

После торжественного открытия выставки состоялся Круглый стол на тему «Охрана культуры – дело всенародное», который начался с просмотра видеовыступления академика Людмилы Васильевны Шапошниковой «Культура и цивилизация».

Затем с докладом «Значение народного ополчения Минина и Пожарского 1612 года для России» выступила кандидат исторических наук Ольга Александровна Губка.

Вице-президент МЦР, член Международного комитета по сохранению наследия Рерихов, директор общественного Музея имени Н.К.Рериха Н.Н.Черкашина рассказала присутствующим о Музее. Рассказ сопровождался презентацией. Зрители увидели залы общественного Музея имени Н.К.Рериха, ставшего уникальным культурным центром мирового значения.

Председатель Немецкого Рериховского общества Галина Константиновна Шнайдер представила видеосообщение «Пакт Рериха и Знамя Мира».

Член Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха Татьяна Сергеевна Купава (Алушта, Республика Крым) выступила перед присутствующими с темой «Знамя Мира – Красный Крест Культуры».

Сотрудник МЦР, член Международного комитета по сохранению наследия Рерихов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион» С.В.Скородумов представил композицию «По cтарине», посвященную путешествию семьи Рерихов по Руси.

Председатель Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха Эльвира Петровна Чистякова выступила с докладом «Рерих и Горький».

В завершение Круглого стола зрители посмотрели видеокомпозицию «Поэзия Старины» на стихи поэта Ольги Слеповой (Пензенская область, г. Заречный).

Затем посетители выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» совершили экскурсию по Нижегородской областной универсальной научной библиотеке имени В.И.Ленина, которую провела заместитель директора по информационно-массовой работе, начальник, заведующая отделом организации библиотечного обслуживания Наталья Васильевна Захарченко. С Центром реставрации книг участников программы познакомила сотрудник библиотеки Наталья Александровна Спицина.

В рамках культурной программы участники проекта «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» побывали в Нижегородском государственном художественном музее на Верхневолжской набережной, где увидели грандиозное полотно Константина Маковского «Воззвание Минина» («Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»), написанное в 1896 году. Это произведение искусства является самой крупной в России станковой исторической картиной. В основу сюжета этого произведения легли события, происходившие во времена Смуты. Купец Кузьма Минин произносит речь на нижнепосадской площади Нижнего Новгорода. Он обращается к народу с предложением сделать пожертвование для создания ополчения, которое было призвано защищать и освобождать Родину от врагов. Речь купца находит отклик в сердцах всего населения города.

Участники программы побывали в корпусе Нижегородского художественного музея в Кремле, где увидели серию полотен Н.К.Рериха «Майтрейя». Картины этой серии были переданы советскому правительству во время кратковременного пребывания Рерихов в Москве летом 1926 года. Впоследствии полотна оказались у А.М.Горького и по его завещанию были переданы в Художественный музей города Горького, который впоследствии переименовали в Нижний Новгород.

Участники программы приняли участие в экскурсии по Нижегородскому кремлю и посетили могилу Минина. Они осмотрели башни Кремля, в том числе те, которые запечатлены на картинах Н.К.Рериха 1903 года.

Затем состоялось знакомство с Каменским домом народного творчества, где участники программы увидели выставку Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха «Окно в невидимый мир», на которой представлены фотографии растений, выполненные с помощью эффекта Кирлиан, и познакомились с детскими рисунками студии «Радуга» (руководитель Э.П.Чистякова).

Незабываемым впечатлением стала для участников программы поездка в Дивеево, где они посетили Серафиимо-Дивеевский монастырь.

 

4. Выставка, посвященная Николаю Рериху, «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Вятском (Ярославская область) // «Вести-Ярославль», 15.01.2024

Н.К.Рерих. Ярославль. Церковь Николы Мокрого XVII века. 1903

Они рождались как дорожные этюды, а стали полноценными произведениями искусства. Десятки работ Николая Рериха из его знаменитого путешествия по провинциальным городам России объединились в выставке «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее». Почему местом для нее выбрали Вятское – расскажем.

Если бы Николай Рерих в эти дни оказался в Вятском, он бы обязательно взялся за кисть. Сохранение культурного и исторического наследия великой страны – вот, что объединяет художника, мыслителя и общественного деятеля с самым красивым селом России.

– Замечательное село. Тем более, что оно стоит рядом с Ярославлем, в котором был Николай Константинович в ходе своей экспедиции по старинным городам Руси, – сказал Александр Стеценко, вице-президент Международного Центра Рерихов.

Именно наш город оказался первым на маршруте путешествия, 120-летие которого отмечается в этом году. Из него Николай Константинович привез более 80 живописных этюдов. Часть из них получила временную прописку в Вятском.

– Кажется, что Николай Константинович как раз понимал то, что Глазунов называл «Русью изначальной». И то, что это Русь изначальная здесь, в Вятском, тоже находится, на мой взгляд – очевидный факт, – поделилась Татьяна Устинова, писатель, гость Вятского.

Древние храмы Углича, Ростова и, разумеется, Ярославля. Некоторые из них – святыни утраченные. Ни одна деталь не ускользнула от внимательного взора художника. Изобилие архитектурных элементов, величественные стены, подсвеченные заходящим солнцем и, кажется, сами излучающие свет. Символы духовной силы древних провинциальных городов.

– Вспоминая имя Рериха, мы сразу понимаем, что общность культур и проникновение нас всех душами в эту общность культур, поднятие духа российской провинции – это наше главное дело, – сказала Любовь Казарновская, оперная певица, житель Вятского.

Свое путешествие Николай Константинович когда-то назвал «поездкой по старине». Теперь в нее могут отправиться все ценители наследия Рериха. Выставка открыта в течение месяца. Вход бесплатный.

Марина Ромакина

Источник:     Вести – Ярославль. 15.01.2024

 

5. В Пензе открылась экспозиция, посвященная 150-летию Н.К.Рериха и 120-летию его путешествия «по старине»

Более столетия назад прозвучал зов Николая Константиновича Рериха изучать и бережно сохранять наследие старины. Многими его зов был услышан. Сегодня этим вопросам посвящены многие культурно-образовательные и выставочные проекты. Один из них был представлен 9 февраля 2024 года в Губернаторском доме – корпусе №2 Пензенской областной картинной галереи имени К.А.Савицкого.

Этот выставочный проект, посвященный 150-летию великого русского художника, ученого, философа и мыслителя-гуманиста Н.К.Рериха (1874–1947) и 120-летию его путешествия по старинным русским городам, объединил выставку Международного Центра Рерихов «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» и выставку живописных работ сызранской художницы Марии Гавриловой «По древним городам вслед за Рерихом». Организаторами проекта в Пензе стали рериховские общества городов Сызрани и Заречного (Пензенская область).

В 1903 году Николай Константинович Рерих вместе со своей супругой Еленой Ивановной посетил более 40 городов, связанных с русской историей. Николай Константинович писал этюды, изучал древнерусскую архитектуру различных эпох и школ, исследовал старинную живопись, фрески, иконы, предметы прикладного искусства, собирал народные сказания. Елена Ивановна фотографировала памятники древнерусского зодчества. Архитектурная серия работ Н.К.Рериха, созданная во время путешествия, вызвала большой интерес к старине.

Этот интерес к архитектурным памятникам со временем не угас и нашел продолжение в творчестве современных художников. В их числе – Мария Юрьевна Гаврилова, член Творческого союза художников России (Самарское отделение), заведующая отделом Краеведческого музея г.Сызрани. Мария Юрьевна окончила живописно-педагогическое отделение Пензенского художественного училища имени К.А.Савицкого. В экспозиции выставки представлены изображения не только храмов и монастырей Углича, Переславля-Залесского, Ростова Великого, соборов Сызрани и Астрахани, но и старинных домов и улочек Пензы.

9 февраля 2024 года залы Губернаторского дома Пензы заполнили многочисленные любители живописи. В своем приветственном слове заведующая экспозиционно-выставочным отделом картинной галереи Н.В.Санталова поблагодарила организаторов экспозиции и отметила: «Выставочный проект уникален тем, что это взгляд на города сквозь призму времени: из прошлого и настоящего».

Радостными улыбками гости и участники мероприятия встретили музыкальное поздравление пензенского Народного (образцового) коллектива – фольклорного ансамбля «Росиночка» Детско-юношеского центра «Звездный» (руководитель – Нина Дмитриевна Шутова, Почетный работник общего образования РФ). В исполнении юных артистов зазвучала сама Русь многоголосная, пела душа народа.

Торжественную часть открытия экспозиции руководство картинной галереи предложило провести председателю Рериховского общества г.Заречного, члену Российского союза писателей О.В.Слеповой. В унисон с исполненными русскими песнями прозвучали ее стихотворения, посвященные Н.К.Рериху и его завету оберегать святыни народные, из нового поэтического сборника «Зов Старины», изданного к 150-летию великого русского художника и мыслителя.

Любовь Владиславовна Хоменок, кандидат педагогических наук, музеолог, руководитель отдела развития общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР (Москва), зачитала благодарственное письмо вице-президента Международного Центра Рерихов (МЦР) А.В.Стеценко, адресованное К.В.Застрожному, директору Пензенской областной картинной галереи имени К.А.Савицкого.

Любовь Владиславовна рассказала присутствующим о выставочном проекте МЦР «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», подарила картинной галерее журнал «Культура и время» и недавно изданную книгу ведущего исследователя творчества Рерихов Л.В.Шапошниковой «Николай Рерих», которая представляет собой первую часть трилогии «Великое путешествие». Книга недавно вышла в свет в серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ) и открыла череду мероприятий МЦР по празднованию 150-летнего юбилея всемирно известного деятеля русской и мировой культуры.

Выставку «По древним городам вслед за Рерихом» представила председатель Общества Рерихов г. Сызрани Н.Г.Зоткина. Она отметила, что проект, объединивший две выставки, стал возможен благодаря взаимному сотрудничеству с Международным Центром Рерихов рериховских обществ городов Сызрани и Заречного, причем такой межрегиональный культурный проект уже не первый в практике работы обществ.

Как сообщила О.В.Слепова, зареченское и сызранское общества входят в Содружество рериховских организаций, и к открытию экспозиции получено приветствие от имени Э.П.Чистяковой, председателя Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха. В этом письме выражается искренняя признательность организаторам выставочного проекта и всем, кто оказал поддержку в его реализации.

Торжественная часть завершилась выступлением художницы Марии Юрьевны Гавриловой, услышавшей зов Н.К.Рериха. Она сердечно поблагодарила сотрудников картинной галереи и рериховских обществ за возможность принять участие в выставочном проекте «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее».

Затем для гостей Губернаторского дома были проведены экскурсии по экспозиции выставок, вызвавшие большое внимание и глубокий интерес.

После завершения выставочного проекта в Пензе, он продолжит свой маршрут и направится в Сызрань, а затем в Тольятти.

 

6. Выставочный проект «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в городе Кемерово

5 марта 2024 года в Государственной научной библиотеке Кузбасса имени В.Д.Федорова состоялось открытие выставочного проекта «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», посвященного 150-летию со дня рождения выдающегося русского художника, писателя и общественного деятеля Н.К.Рериха (1874–1947) и 120-летию его путешествия по древнерусским городам в 1903–1904 годах. Выставочный проект предоставлен Международным Центром Рерихов при поддержке Санкт-Петербургского отделения МЦР.

В двухлетний маршрут художника вошли более 40 городов, такие как Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов Великий, Смоленск, Изборск, Псков, Тверь и другие, составившие славу русского зодчества. В этот период величие и красота Древней Руси стали главной темой художественного и публицистического творчества Рериха. Итогом паломничества по старине стали многочисленные статьи, известная архитектурная серия картин и этюдов Н.К.Рериха, фотографии храмов, выполненные его супругой Еленой Ивановной Рерих.

Путешествие послужило началом широкой общественной деятельности Рерихов в защиту культурных ценностей. «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения сокровищ народных», – писал Н.К.Рерих. Одним из первых он поднял вопрос о необходимости охраны исторических и художественных памятников от варварского уничтожения и невежественной реставрации. В очерке «Всенародное» Н.К.Рерих направлял свое внимание непосредственно к народу: «Признано, что в деле общекультурных устоев страны уже пора обращаться не только к правительственным учреждениям, но прежде всего к народу. Уже надлежит народу знать свою историю, знать свои сокровища, беречь свои богатства…».

Идеи защиты культурного наследия и эволюционного значения культуры для человечества позже воплотились в первом Международном договоре о защите культурного наследия как в военное, так и в мирное время – Пакте Рериха.

В экспозиции выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» представлены репродукции 40 картин архитектурной серии Н.К.Рериха, информационные стенды, отражающие маршрут путешествия по старине, книги, написанные Н.К.Рерихом, литература о его жизни, деятельности и творчестве из фондов Государственной научной библиотеки Кузбасса имени В.Д.Федорова.

Выставка открылась прекрасной музыкальной композицией, исполненной на флейте Анной Мороз, учащейся 9 класса Центральной музыкальной школы – филиала Академии исполнительского искусства «Сибирский».

С приветственным словом к гостям выставки обратилась директор Государственной научной библиотеки Кузбасса имени В.Д.Федорова, Заслуженный работник культуры РФ Вера Александровна Никулина. Она выразила благодарность организаторам выставки в лице искусствоведа Юлии Петровны Руденко за то, что она «мягко, тихо, но настойчиво продвигает русскую культуру».

Ю.П.Руденко, председатель Кемеровского отделения Международной общественной организации «Лига защиты Культуры», провела слушателей по маршруту Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов по древнерусским городам, поделилась примечательной и вместе с тем драматической историей судьбы картин Рериха архитектурной серии.

Зимой 1904 года эти работы были представлены на выставке «Памятники художественной старины». Экспозиция пользовалась большим успехом, и правительство планировало приобрести картины Рериха для Русского музея. Однако этому намерению помешала русско-японская война. В то же время некий коммерсант Гринвальд занимался организацией раздела русского искусства на выставке в Америке. Среди 800 картин русских художников было представлено и 75 картин, в основном архитектурных этюдов, Н.К.Рериха. Однако Гринвальд не смог заплатить необходимую пошлину на таможне, все картины были конфискованы и проданы с торгов. Произведения разошлись по США и Южной Америке. 35 картин оказались в Оклендском художественном музее в Калифорнии. В 1963 году эти работы были переданы Нью-Йоркскому музею Н.К.Рериха. В конце 1970-х Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, верная сотрудница Рерихов в Америке, передала в дар России 41 картину кисти художника из его архитектурной серии. Сегодня они представлены в Музее Востока.

Путешествие семьи Рерихов по Руси и сегодня вызывает большой интерес у научной и культурной общественности. К 100-летию экспедиции, в 2003 году Международный Совет Рериховских организаций организовал Международную культурно-просветительскую программу «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». В 2004 году известный искусствовед Е.П.Маточкин выпустил альбом «Поэзия старины», в котором представлены картины Н.К.Рериха из архитектурной серии и современные фотографии, выполненные с того же самого ракурса 100 лет спустя.

Поздравляя собравшихся участников с открытием выставки, кандидат исторических наук, доцент Кемеровского государственного университета Людмила Сергеевна Решетникова отметила, что вся жизнь и деятельность Н.К.Рериха была посвящена России. О его творческом наследии и великой миссии России она рассказала в видеолекции «Россия и Рерих».

Великолепной иллюстрацией «Красоты старины» стали выступления руководителя клуба славянской культуры «Лад» Романа Владимировича Ицкова и творческой группы «Берегиня». Церемония открытия завершилась экскурсией по выставке, проведенной искусствоведом Ю.П.Руденко.

Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в городе Кемерово работала до 31 марта 2024 года. В будущем ее увидят жители Новосибирска, Томска, Алтая и Республики Хакасия.

Кемерово. Открытие выставочного проекта «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее»

Публикации

Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» // «Культура.РФ»

Выставочный проект, посвященный юбилею Н.К. Рериха, открывается в библиотеке // BezFormata, 01.03.2024

Юлия Петровна Руденко, искусствовед (Кемерово). Беседа о путешествии Рерихов по Руси (1903-1904) // Государственная научная библиотека Кузбасса им. В.Д.Федорова, 3.04.2024

Выставочный проект к юбилею Н.К.Рериха, открывается 5 марта // Государственная научная библиотека Кузбасса им. В.Д.Федорова

Лекция Л.С.Решетниковой «Россия и Рерих» // Государственная научная библиотека Кузбасса им. В.Д.Федорова, 1.03.2024

 

7. Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Пскове

18 апреля 2024 года в Международный день охраны памятников и исторических мест на Псковщине прошло торжественное открытие выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее». Культурно-просветительский проект в Пскове организован Международным Центром Рерихов, Псковским государственным объединенным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, Международным Комитетом по сохранению наследия Рерихов при поддержке Общества друзей Дома Н.К.Рериха в г. Острове.

В интервью, данном информационному агентству ТАСС , генеральный директор музея Светлана Евгеньевна Мельникова подчеркнула, что путешествие Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов по старине имело огромное значение для нашей страны. По мнению автора ряда монографий о русских художниках, искусствоведа Сергея Эрнста, созданные Рерихом во время этого путешествия этюды «явились одним из первых сильных голосов, прозвучавших защитой древнего национального достояния России, защитой ее старого искусства».

Открывая выставку «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Поганкиных палатах, С.Е.Мельникова отметила важность этого события для нашей культурной жизни. Международный Центр Рерихов совместно с Псковским музеем представили выставочный проект к 120-летию путешествия Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов по древнерусским городам. Летом 1903 года они отправились в двухлетнюю экспедицию по Руси и посетили более 40 русских городов. По поручению Императорского общества поощрения художеств Рерих создал целую коллекцию эскизов и этюдов русской старины, репродукции которых представлены на выставке.

В адрес организаторов экспозиции поступили приветствия от вице-президента Международного Комитета по сохранению наследия Рерихов Анатолия Андреевича Лебеденко и президента Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих Павла Михайловича Журавихина.

Заместитель генерального директора Псковского музея-заповедника по научной работе Эльвира Валерьевна Королева отметила, что Псков был среди тех древнерусских городов, которые Рерихи посетили в 1903 году. И что же они увидели? Их потрясла сила и красота, исходящая от древнерусских памятников, но и их беззащитность перед временем. По мнению Н.К.Рериха, защита памятников старины – это всенародная обязанность. Мы все должны осознавать, что древнерусская культура является для нас истинным оберегом, красота которого способна спасти и сохранить наш мир сегодня.

Руководитель отдела выставок Международного Центра Рерихов, заместитель председателя Общества друзей Дома Н.К.Рериха в г. Острове Дмитрий Юрьевич Ревякин в своем выступлении рассказал, что выставка открывается в уникальном месте города Пскова – палатах купца Поганкина, старинном русском памятнике, сохраненном стараниями псковских музейщиков и реставраторов. Это примечательно еще и тем, что в 1904 году Н.К.Рерих с супругой Еленой Ивановной посетили этот памятник. В дальнейшем художник выполнил несколько работ по мотивам этих палат, а Елена Ивановна сделала их фотографии. Николай Константинович Рерих в своем творчестве прославил Псковщину, пронеся через всю свою жизнь любовь к красивым образам псковской старины. На многих картинах мастера, в том числе и в послереволюционный период его творчества мы можем видеть псковские памятники архитектуры. Сейчас, когда наступает новый ренессанс русской культуры, когда мы начинаем заново осознавать наши духовные традиции, нужно помнить наши незыблемые основы, сохранять их и приумножать. Такие творцы, как Николай Рерих, их жизненный подвиг и наследие способствуют воспитанию молодежи, дают правильное понимание наших истоков, нашего духовного пути. Поэтому открывшаяся выставка носит культурно-просветительский характер и имеет воспитательные задачи. Пришло время увековечить имя Н.К.Рериха и на Псковщине в год 150-летия со дня его рождения. И для этого Д.Ю.Ревякин предложил установить в юбилейный рериховский год памятные знаки в местах Псковской области, связанных с деятельностью великого художника, включая и сам город Псков.

Сотрудник отдела хранения монументальной живописи Псковского музея-заповедника Ирина Александровна Мельникова, многие годы по роду своей профессиональной деятельности оберегающая Анастасиевскую часовню в Пскове – памятник архитектуры и монументальной живописи 1911 года, фрески которой выполнены по эскизам Н.К.Рериха, рассказала о последних событиях, связанных с судьбой памятника.

Анастасиевская часовня – уникальный памятник русского модерна, единственный памятник, где сохранился весь ансамбль росписей, созданных по эскизам Н.К.Рериха. Эта маленькая часовня вместила весь псковский мир. Удивительно, что находясь под угрозой уничтожения, часовня была спасена усилиями общественников. В 2010 году совместно с псковским отделением ВООПИиК впервые у Анастасиевской часовни установили Знамя Мира. Именно с этого периода постепенно начались мероприятия по спасению этого памятника, сильно пострадавшего в 1960 годы. В 2020-м Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих оказал активную помощь Псковскому музею в сборе средств на спасение фресок часовни. Автономная некоммерческая организация «Возрождение» разработала проект переноса часовни в безопасное место, который в настоящее время проходит стадию согласования. Усилиями многих неравнодушных людей этот памятник получил надежду на возрождение.

Кандидат исторических наук, начальник отдела хранения монументальной живописи Псковского музея-заповедника Таисия Викторовна Круглова в своем выступлении отметила, что в прошлом году мы праздновали 150-летний юбилей прославленного архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873–1949), а в этом году – 150-летний юбилей великого художника Николая Константиновича Рериха (1874–1947). Оба увековечили себя в Анастасиевской часовне.

Т.В.Круглова рассказала о внимании Н.К.Рериха к проблеме неумелой реставрации уникальных фресок Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, а также проблеме сохранения целостности уникальной коллекции Федора Михайловича Плюшкина, знаменитого владельца одной из самых больших частных коллекций в России. Боль Н.К.Рериха о безграмотной реставрации Спасо-Преображенского собора и собрании Плюшкина представлена в его статье «Неблагополучности».

Николай Константинович обеспокоен судьбой уникальных фресок XII века и опасается, что после подобных «реставраций» от старого Пскова может остаться слишком мало памятников. «После второй реставрации не придется ли вычеркнуть Мирожский храм навсегда из числа примечательностей?» – с горечью вопрошает Рерих. С 1935 году Псковский музей-заповедник является хранителем этого уникального памятника, который в последние годы включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. И сегодня в своей работе по охране архитектурного наследия, входящего в музей-заповедник, коллектив музея старается выполнять заветы Н.К.Рериха.

Коллекция Ф.М.Плюшкина, как считал художник, должна не только сохранить свою целостность, но и лечь в основу большого музея. Не для того она собиралась, чтобы «разлететься по далеким иностранным музеям». «…Что увезено навсегда за границу, то будет вечным стыдом для России» – вот законный вывод и понятный завет Н.К.Рериха, о котором не нужно забывать. Ситуацию тогда спас Николай II, выкупив коллекцию Федора Плюшкина за 100 тысяч рублей. Однако целостность собрания утрачена. Теперь предметы из плюшкинской коллекции хранятся в Этнографическом музее России, в Эрмитаже и Русском музее. Также в Пушкинском доме сегодня есть предметы из фонда Плюшкина.

После завершения торжественной части Д.Ю.Ревякин провел для гостей экскурсию по выставке.

Дмитрий Горный

Приветствия

Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов

Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

 

Публикации

Выставка, посвященная 120-летию путешествия Николая Рериха по древнерусским городам, открылась в Пскове

Увидеть полотна Николая Рериха смогут посетители псковского музея // МК.ru – Псков, 19.04.2024

Выставка картин Николая Рериха открылась в Пскове // Информационно-деловой портал «iluki.ru», 19.04.2024

Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» открылась в Пскове // Псковская лента новостей, 19.04.2024

Культурное событие в Пскове: представлена коллекция картин Николая Рериха начала XX века // Газета «Ветеранские вести», 19.04.2024

В Пскове впервые представили коллекцию картин Николая Рериха начала XX века // ИТАР-ТАСС, 18.04.2024

В Пскове открылась выставка картин Николая Рериха начала XX века // Газета «Культура», 18.04.2024

Выставка работ Рериха открывается в Псковском музее-заповеднике // Интерфакс, 17.04.2024

Проект «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» стартует в Псковском музее // ЦДИ, 16.04.2024

Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» пройдёт в Псковском музее 18 апреля // МК.ru – Псков, 16.04.2024

 

 

8. Выставка «Красота старины: устой настоящего и мост в будущее» в Анжеро-Судженске (Кемеровская область)

С 8 по 27 мая 2024 года во Дворце культуры «Центральный» города Анжеро-Судженска проходил выставочный проект Международного Центра Рерихов «Красота старины: устой настоящего и мост в будущее», который посвящен 150-летию со дня рождения Н.К.Рериха, всемирно известного художника, мыслителя, путешественника. На открытии выставки, которое состоялось накануне Дня Победы, гостей, студентов медицинского колледжа и учащихся гимназии №11, приветствовали Наталья Владимировна Шафикова, директор Дворца культуры «Центральный», и Юлия Петровна Руденко, председатель Кемеровского регионального отделения Международной общественной организации «Лига защиты Культуры». С помощью видеоозаписи с открытием выставки присутствующих поздравила Ирина Леонидовна Мершина, руководитель Рериховского общества города Анжеро-Судженска.

Праздничную атмосферу мероприятия создали учащийся музыкальной школы №19 Дмитрий Морозов, который исполнил произведение С. Бредиса «Вальс-воспоминание», и Альбина Соловьева (вокальная студия «Созвездие») с песней «Волшебный мир искусства».

Первую экскурсию по выставке «Красота старины: устой настоящего и мост в будущее» провела Ю.П.Руденко. Она глубоко и вдохновенно рассказала о творчестве Н.К.Рериха, который в 1903 году совместно с супругой Еленой Ивановной начал экспедицию по древним русским городам и запечатлел памятники архитектуры на своих полотнах. Именно во время этого путешествия у него зародилась мысль о спасении объектов культуры, которая в дальнейшем оформилась в Пакт Рериха по защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов, который был подписан в 1935 году и получил международное признание.

На закрытии выставки экскурсию для учащихся художественной школы №12 провела заведующая детским сектором Дворца культуры «Центральный» Дарья Павловна Несмеянова. За время работы выставку посетили свыше десяти тысяч человек.