Новый выставочный проект «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее»

0
189

Международный Центр Рерихов и Международный комитет по сохранению наследия Рерихов презентовали новый выставочный проект «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», приуроченный к 120-летию путешествия Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов по древнерусским городам.

17 и 18 мая 2023 года в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых (Смоленск) и в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете (СПбГАСУ) состоялось торжественное открытие выставочного проекта.

Организатор выставки: Международный Центр Рерихов.

Соорганизаторы выставки: Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов, Советский Фонд Мира, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха и региональные рериховские организации.

Выставки в рамках проекта планируется провести в городах и исторических местах, связанных с экспедиционным маршрутом Рерихов в 1903–1904 гг. Время осуществления проекта: 2023–2024 гг.

Имя Николая Константиновича Рериха (1874–1947), всемирно известного русского художника, философа, путешественника, ученого и общественного деятеля, стало символом мира, культуры и созидания. Вклад семьи Рерихов в отечественную и мировую культуру имеет всеобъемлющее значение.

Летом 1903 года Николай Константинович, занимая должность секретаря Императорского общества поощрения художеств, вместе с женой Еленой Ивановной начал двухлетнюю экспедицию по Руси. Рерихи посетили более 40 городов, связанных с русской историей: Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов Великий, Смоленск, Изборск, Псков и другие. Отправным пунктом маршрута стал Санкт-Петербург, родной город художника.

По поручению Императорского общества поощрения художеств Н.К.Рерих создал целую коллекцию эскизов и этюдов русской старины. Он изучал древнерусскую архитектуру различных эпох и школ, исследовал старинную живопись, фрески, иконы, предметы прикладного искусства, собирал народные сказания, песни.

Итогом поездки «по старине» стали новые картины, статьи Н.К.Рериха, фотографии храмов, выполненные Е.И.Рерих на маршруте экспедиции. В январе 1904 года этюды Н.К.Рериха были представлены на выставке Императорского общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. В целом эта большая живописная серия насчитывала около 90 архитектурных этюдов. В них широко было показано многообразие и богатство древнерусского зодчества. «Пантеоном нашей былой славы» назвал эти картины искусствовед Сергей Эрнст.

В очерке «По старине» художник вспоминал: «Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг нее … и много где памятники стоят мертвыми…».

В своих статьях Н.К.Рерих поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры. Художник увидел ужасающую картину разрушения исторического и культурного наследия Руси, встретил равнодушие чиновников и их нежелание сохранить для будущего наследие старины. Путешествие «по старине» послужило началом широкой общественной деятельности Рериха в защиту культуры: «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных». Спустя несколько десятилетий им был разработан международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – Пакт Рериха, который стал первым договором в защиту культурных ценностей как в мирное, так и в военное время. Впоследствии он послужил основой для создания и деятельности ЮНЕСКО.

Выставочный проект популяризирует творческое наследие Н.К.Рериха, а изучение памятников старины дает импульс для познания героической истории России и родного края, воспитания патриотизма у молодежи. В рамках проекта пройдут разнообразные культурно-просветительские мероприятия. Одной из главных задач проекта является привлечение внимания государственных и общественных организаций к проблеме охраны и воссоздания разрушающихся памятников культуры в регионах России с целью сохранения нашего великого культурного достояния.

 

1. В Смоленске начал работу выставочный проект «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее»

Н.К.Рерих. Смоленск. Башня. 1903. © Государственный музей Востока

17 мая 2023 года в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых (Смоленск) состоялось торжественное открытие выставочного проекта «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», приуроченного к 120-летию путешествия Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов по древнерусским городам. В 1903 году они начали двухлетнюю экспедицию по России. Супруги посетили более 40 городов, связанных с русской историей: Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Смоленск, Изборск, Псков и другие. Это путешествие Николай Рерих назвал «Поездкой по старине». Художник поставил перед собой задачу по изучению древнерусской архитектуры различных эпох и школ, они исследовал старинную живопись, иконы, фрески, предметы прикладного искусства, собирал народные сказания и песни. Приехав в Смоленск, Николай Константинович посвятил свое время изучению архитектурных памятников, впервые познакомился с княгиней М.К.Тенишевой и ее многогранной культурно-просветительской деятельностью по защите и популяризации русской старины. Это знакомство в дальнейшем переросло в многолетнюю дружбу и сотрудничество.

На нескольких этюдах Н.К.Рериха запечатлены могучие стены Смоленского кремля с многочисленными башнями, возведенные еще при Борисе Годунове на высоких холмах над Днепром. Рерих пишет в Смоленске картины «Башня», «Общий вид стен кремлевских», «Крыльцо женского монастыря» и другие. Художник активно выступает в защиту сохранения Смоленского кремля как уникального памятника, знакомится с местными историками и археологами, находит несколько курганов вокруг Талашкина и намечает планы их исследования, создает работы для художественно-производственных талашкинских мастерских.

На открытии выставки с приветственным словом к гостям обратились первый заместитель начальника Департамента культуры Смоленской области Александр Иванович Жбанов, директор Культурно-выставочного центра имени Тенишевых Юлия Николаевна Гришечкина, Вице-президент Международного Центра Рерихов (МЦР) Александр Витальевич Стеценко, заместитель директора Смоленского музея-заповедника по научной работе доктор исторических наук Анастасия Владимировна Тихонова, заместитель директора по учебной работе Детской художественной школы имени М.К.Тенишевой Татьяна Александровна Еленева. Руководитель отдела выставок МЦР Дмитрий Юрьевич Ревякин провел экскурсию по выставке. Он рассказал о творчестве художника и его путешествии по древнерусским городам, которое стало импульсом для последующей многогранной миротворческой деятельности.

С музыкальным номером выступил ученик Детской музыкальной школы № 1 имени М.И.Глинки Егор Романенко (преподаватель Наталья Новикова).

Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» повторит маршрут знаменитой экспедиции Н.К.Рериха «по старине». Посетить выставку можно до 31 мая 2023 года. Вход свободный.

Публикации в СМИ

 

2. Открытие выставки Международного Центра Рерихов «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете

18 мая 2023 года в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете (СПбГАСУ) состоялось открытие выставки Международного Центра Рерихов «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», приуроченной к 120-летию путешествия Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов по древним городам России и подготовленной к экспозиции Санкт-Петербургским отделением МЦР.

«Поездкой по старине» назвал Н.К.Рерих свое путешествие 1903–1904 годов. Он изучал древнерусскую архитектуру, старинную живопись, фольклор. Результатом «поездки по старине» стали этюды и картины, многочисленные статьи Н.К.Рериха. Наряду с этими материалами мы сегодня можем видеть замечательные фотографии храмов, сделанные Е.И.Рерих, участницей этого путешествия.

Выставку открыла Екатерина Рюриковна Возняк, декан архитектурного факультета СПбГАСУ. Она отметила значимость проведения экспозиции в стенах университета и посоветовала присутствующим студентам посетить города, вошедшие в маршрут Н.К.Рериха «по старине», чтобы соприкоснуться с архитектурным наследием прошлого.

С приветственной речью выступил председатель Санкт-Петербургского Отделения МЦР Эдуард Антонович Томша. Он обратил внимание собравшихся на важность открытия выставки в Санкт-Петербурге и тот факт, что культурная и научная общественность России в течение двух лет будет отмечать это знаменательное событие – 120-летие художественно-археологической экспедиции Н.К.Рериха и его супруги Е.И.Рерих.

Эдуард Антонович кратко представил историческую справку о том, что в 1903 году Николай Константинович вместе с женой Еленой Ивановной при поддержке Императорской археологической комиссии и Императорского общества поощрения художеств посетил целый ряд городов, связанных с важными этапами русской истории и становлением исконной русской архитектуры. В 1904 году Н.К.Рерих продолжил экспедицию по России уже самостоятельно. В двухлетний маршрут вошло более 40 городов. Результатом этой художественно-археологической экспедиции стали более 90 работ, художественных зарисовок, этюдов русских святынь, благодаря которым сегодня архитекторы, а также исследователи истории и культуры нашей страны могут иметь представление о корнях, особенностях и традициях, заложенных в архитектурных формах шедевров древнерусского зодчества.

Как отметил Э.А.Томша, путешествие послужило импульсом для разработки Н.К.Рерихом концепции культуры и специального соглашения между странами для охраны культуры как главного устоя эволюции человечества. Его широкая общественная деятельность в защиту культуры в России и за рубежом воплотилась в первом международном Договоре 1935 года о защите культурного наследия как в военное, так и в мирное время – Пакте Рериха, послужившем основой для создания ЮНЕСКО, принятия Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов и двух Протоколов к ней.

В своем выступлении Э.А.Томша рассказал, что в экспозиции выставки можно увидеть историческую ретроспективу художественно-археологической экспедиции Н.К.Рериха, этюды, выполненные по маршруту экспедиции 1903–1904 годов с высказываниями художника.

В заключение Эдуард Антонович Томша сообщил об открытии Международным Центром Рерихов 17 мая 2023 года в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых (г. Смоленск) выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее». Этот проект после Смоленска и Санкт-Петербурга продолжит свой путь по городам России и Беларуси, где проходил маршрут экспедиции Н.К.Рериха.

Далее с приветственным словом выступил председатель Правления Санкт-Петербургского союза ученых Андрей Леонидович Тимковский. Он рассказал о борьбе членов Союза ученых за сохранение не только архитектурных памятников, но также археологических ценностей, библиотек, научных учреждений. Слушатели узнали о проведенной Союзом ученых в 2021 году совместно с Международным Центром Рерихов онлайн-конференции, посвященной защите культурных ценностей. Были высказаны мысли о необходимости создания и поддержки условий для сосуществования и созвучия культуры разных пластов и времен, о недопустимости создания архитектурных «монстров». В конце своего выступления Андрей Леонидович выразил благодарность устроителям выставки.

Заместитель декана архитектурного факультета СПбГАСУ Милена Владимировна Золотарева выразила озабоченность, связанную с проблемой нарушения городской среды и потерей идентичности исторических городов России, создающей неповторимость каждому из городов. Она подчеркнула важность вклада Н.К.Рериха в вопрос сохранения архитектурных ценностей.

Заместитель декана архитектурного факультета СПбГАСУ Олег Павлович Федоров поблагодарил Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов за возможность проведения выставки в стенах СПбГАСУ. В его речи прозвучали мысли о необходимости и важности внимательного отношения к культуре, к истории и историческому наследию как объединяющим началам. Он также рассказал о работе, проводимой в рамках учебного процесса университета и связанной со знакомством студентов с памятниками архитектуры Ленинградской области и разных городов России.

Доцент кафедры истории теории архитектуры СПбГАСУ Валерий Юрьевич Мостович обратил внимание на значимость Пакта Рериха и Знамени Мира – отличительного знака Пакта, предложенного Н.К.Рерихом. Он привел высказывания из публикаций Н.К.Рериха о роли культуры в жизни каждого человека, в том числе из очерка «Оборона»: «Всякое культуроборство есть невежество. Всякое против культуры сквернословие есть признак животности. Человечность и служение человечеству воздвигнутся от культуры. Нести знамя культуры – это значит охранить лучшие мировые ценности».

Старший преподаватель кафедры архитектурного и градостроительного наследия Юрий Александрович Обласов посвятил свое выступление исключительной актуальности выставки, представленной в стенах университета, важности сохранения культурной преемственности от поколения к поколению и необходимости сохранения культурных ценностей как фактору, способствующем поддержанию этой преемственности. Юрий Александрович рассказал о двух подходах к памятникам старины: принципе, изложенном «прерафаэлитами», смысл которого заключается в допущении саморазрушения памятников архитектуры, потерявших свою актуальность, и о принципе научной реставрации, целью которой является обеспечение максимального поддержания памятников архитектуры, а также актуализация их функции во избежание разрыва культурной преемственности поколений.

С заключительным словом выступил председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Э.А.Томша. Подытоживая выступления уважаемых преподавателей и руководителей СПбГАСУ, он отметил что «защита должна быть действенной и, как справедливо было сказано, – да, есть два направления в отношении к памятникам старины, но какое одержит победу, зависит от всех нас… Если мы говорим о сегодняшнем открытии выставки в вашем университете, то от вас зависят конкретные, реальные проекты, в основе которых будут действенно учитываться и важная составляющая нашей преемственности из прошлого, и те незыблемые устои культуры, на которых, как на фундаменте, будут строиться современные шедевры архитектуры».

В заключение мероприятия студенты, преподаватели и гости осмотрели выставку. Состоялась продолжительная дискуссия и обмен мнениями по содержанию экспозиции.

Источник: Сайт Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов

Публикации в СМИ

Открылась выставка к 120-летию путешествия Н.К.Рериха по древнерусским городам // Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 19.05.2023.

Открылась выставка к 120-летию путешествия Н.К.Рериха по древнерусским городам // Беzформата, 19.05.2023.

 

3. В Нижнем Новгороде начал работу выставочный проект «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее»

9 июня 2023 года в Нижегородской областной универсальной научной библиотеке имени В.И.Ленина состоялось торжественное открытие выставочного проекта Международного Центра Рерихов (МЦР) «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее».

Соорганизаторы проекта: Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР, Советский Фонд Мира, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, региональные рериховские организации.

Среди приглашенных на открытие выставки были представители Нижегородской областной администрации, директор Нижегородского художественного училища, народный художник, академик Российской академии художеств Алексей Николаевич Гущин, директор Музея Нижегородского университета имени Лобачевского Наталья Борисовна Кузнецова и другие представители культурной общественности города.

Открытие проекта «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Нижнем Новгороде приветствовали руководитель Управления государственной охраны Нижегородской области Григорий Викторович Меламед, заместитель директора по научной и библиотечной работе Ольга Николаевна Лисятникова, Вице-президент МЦР, член Международного комитета по сохранению наследия Рерихов Наталья Николаевна Черкашина, председатель Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха Эльвира Петровна Чистякова.

Присутствующие на выставке с большим интересом и одобрением встретили выступление ансамбля народной песни «Околица» Каменского дома народного творчества (село Каменки Богородского района Нижегородской области, руководитель – Алена Кожевникова).

Экскурсию по выставке «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» провел сотрудник МЦР, член Международного комитета по сохранению наследия Рерихов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион» Сергей Владимирович Скородумов. Он подчеркнул, что все труды семьи Рерихов были посвящены Родине и неразрывно связаны с именем преподобного Сергия Радонежского. Рерихи считали этого святого своим Учителем, многогранно отразили его образ и идеи в своем творчестве. Академик Людмила Васильевна Шапошникова (1926–2015), доверенное лицо Святослава Николаевича Рериха, один из основателей и первый генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха в своей книге «Мастер» рассматривает путешествие Н.К.Рериха по Руси во взаимосвязи с образом Преподобного Сергия Радонежского: «Города, в которых он [Н.К.Рерих] побывал в 1903 и 1904 годах, также имели отношение к строительным моментам. … Строительные моменты были связаны всегда со строителями. Сергий Радонежский был одним из них. Существовала некая странная, не всегда поддающаяся определению связь между ними. Некая, я бы сказала, похожесть. Та похожесть, которая нередко объединяет учителя и ученика… Оба они, инок и художник, считали, что культурное строительство является главным в любом строительстве, что первое – основа всему … Казалось, Сергий и его жизнь предопределили и выбор маршрута путешествия по старинным русским городам».

После торжественного открытия выставки состоялся Круглый стол на тему «Охрана культуры – дело всенародное», который начался с просмотра видеовыступления академика Людмилы Васильевны Шапошниковой «Культура и цивилизация».

Затем с докладом «Значение народного ополчения Минина и Пожарского 1612 года для России» выступила кандидат исторических наук Ольга Александровна Губка.

Вице-президент МЦР, член Международного комитета по сохранению наследия Рерихов, директор общественного Музея имени Н.К.Рериха Н.Н.Черкашина рассказала присутствующим о Музее. Рассказ сопровождался презентацией. Зрители увидели залы общественного Музея имени Н.К.Рериха, ставшего уникальным культурным центром мирового значения.

Председатель Немецкого Рериховского общества Галина Константиновна Шнайдер представила видеосообщение «Пакт Рериха и Знамя Мира».

Член Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха Татьяна Сергеевна Купава (Алушта, Республика Крым) выступила перед присутствующими с темой «Знамя Мира – Красный Крест Культуры».

Сотрудник МЦР, член Международного комитета по сохранению наследия Рерихов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион» С.В.Скородумов представил композицию «По cтарине», посвященную путешествию семьи Рерихов по Руси.

Председатель Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха Эльвира Петровна Чистякова выступила с докладом «Рерих и Горький».

В завершение Круглого стола зрители посмотрели видеокомпозицию «Поэзия Старины» на стихи поэта Ольги Слеповой (Пензенская область, г. Заречный).

Затем посетители выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» совершили экскурсию по Нижегородской областной универсальной научной библиотеке имени В.И.Ленина, которую провела заместитель директора по информационно-массовой работе, начальник, заведующая отделом организации библиотечного обслуживания Наталья Васильевна Захарченко. С Центром реставрации книг участников программы познакомила сотрудник библиотеки Наталья Александровна Спицина.

В рамках культурной программы участники проекта «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» побывали в Нижегородском государственном художественном музее на Верхневолжской набережной, где увидели грандиозное полотно Константина Маковского «Воззвание Минина» («Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»), написанное в 1896 году. Это произведение искусства является самой крупной в России станковой исторической картиной. В основу сюжета этого произведения легли события, происходившие во времена Смуты. Купец Кузьма Минин произносит речь на нижнепосадской площади Нижнего Новгорода. Он обращается к народу с предложением сделать пожертвование для создания ополчения, которое было призвано защищать и освобождать Родину от врагов. Речь купца находит отклик в сердцах всего населения города.

Участники программы побывали в корпусе Нижегородского художественного музея в Кремле, где увидели серию полотен Н.К.Рериха «Майтрейя». Картины этой серии были переданы советскому правительству во время кратковременного пребывания Рерихов в Москве летом 1926 года. Впоследствии полотна оказались у А.М.Горького и по его завещанию были переданы в Художественный музей города Горького, который впоследствии переименовали в Нижний Новгород.

Участники программы приняли участие в экскурсии по Нижегородскому кремлю и посетили могилу Минина. Они осмотрели башни Кремля, в том числе те, которые запечатлены на картинах Н.К.Рериха 1903 года.

Затем состоялось знакомство с Каменским домом народного творчества, где участники программы увидели выставку Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха «Окно в невидимый мир», на которой представлены фотографии растений, выполненные с помощью эффекта Кирлиан, и познакомились с детскими рисунками студии «Радуга» (руководитель Э.П.Чистякова).

Незабываемым впечатлением стала для участников программы поездка в Дивеево, где они посетили Серафиимо-Дивеевский монастырь.

 

4. Выставка, посвященная Николаю Рериху, «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Вятском (Ярославская область) // «Вести-Ярославль», 15.01.2024

Н.К.Рерих. Ярославль. Церковь Николы Мокрого XVII века. 1903

Они рождались как дорожные этюды, а стали полноценными произведениями искусства. Десятки работ Николая Рериха из его знаменитого путешествия по провинциальным городам России объединились в выставке «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее». Почему местом для нее выбрали Вятское – расскажем.

Если бы Николай Рерих в эти дни оказался в Вятском, он бы обязательно взялся за кисть. Сохранение культурного и исторического наследия великой страны – вот, что объединяет художника, мыслителя и общественного деятеля с самым красивым селом России.

– Замечательное село. Тем более, что оно стоит рядом с Ярославлем, в котором был Николай Константинович в ходе своей экспедиции по старинным городам Руси, – сказал Александр Стеценко, вице-президент Международного Центра Рерихов.

Именно наш город оказался первым на маршруте путешествия, 120-летие которого отмечается в этом году. Из него Николай Константинович привез более 80 живописных этюдов. Часть из них получила временную прописку в Вятском.

– Кажется, что Николай Константинович как раз понимал то, что Глазунов называл «Русью изначальной». И то, что это Русь изначальная здесь, в Вятском, тоже находится, на мой взгляд – очевидный факт, – поделилась Татьяна Устинова, писатель, гость Вятского.

Древние храмы Углича, Ростова и, разумеется, Ярославля. Некоторые из них – святыни утраченные. Ни одна деталь не ускользнула от внимательного взора художника. Изобилие архитектурных элементов, величественные стены, подсвеченные заходящим солнцем и, кажется, сами излучающие свет. Символы духовной силы древних провинциальных городов.

– Вспоминая имя Рериха, мы сразу понимаем, что общность культур и проникновение нас всех душами в эту общность культур, поднятие духа российской провинции – это наше главное дело, – сказала Любовь Казарновская, оперная певица, житель Вятского.

Свое путешествие Николай Константинович когда-то назвал «поездкой по старине». Теперь в нее могут отправиться все ценители наследия Рериха. Выставка открыта в течение месяца. Вход бесплатный.

Марина Ромакина

Источник: Вести – Ярославль. 15.01.2024