10–11 октября 2022 года в рамках Октябрьского Рериховского фестиваля культуры в Международном Мемориальном Тресте Рерихов состоялась Международная научная конференция «Культурное наследие Гималаев и творчество Рерихов: значение для Будущего».
Конференция была организована Музеем штата Химачал Прадеш (г. Шимла) в сотрудничестве с Международным Мемориальным Трестом Рерихов, Международным Центром Рерихов (г. Москва) и киностудией исторических фильмов «Фараон» (г. Санкт-Петербург).
Конференция проводилась в очном формате. Вниманию участников было представлено восемнадцать докладов и презентаций на английском и русском языках, с которыми выступили ученые и исследователи из Индии, России и Казахстана. Ведущими Конференции стали О.В.Карасева, научный сотрудник Объединенного научного центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов (Москва, Россия), аспирант Университета Джавахарлала Неру (Дели) и Викас Бануал, исследователь, консерватор Музея штата Химачал Прадеш (Шимла, Индия).
Перевод с английского языка на русский и обратно осуществляли О.В.Карасева (она же ведущая Конференции), Е.И.Иванько, преподаватель английского языка, переводчик суфийской поэзии (Россия – Вриндаван, Индия) и Гаутам Кашьяп, исследователь и переводчик (Бихар, Индия), выпускник Санкт-Петербургского Государственного Университета (Россия).
Почетными гостями Конференции стали г-н Ашок Тхакур, пожизненный попечитель ММТР, г-жа Юлия Аряева, руководитель департамента культуры Посольства России в Индии и д-р Хари Чаухан, куратор Музея штата Химачал Прадеш (г. Шимла).
Открыли Конференцию Лариса Сургина, Российский куратор ММТР, работающая в Тресте в соответствии с Договором между ММТР (Индия) и МЦР (Россия) и Суреш Кумар, Индийский куратор ММТР. Они отметили, что основная цель Конференции – собрать вместе ученых и исследователей, занимающихся изучением культуры Гималаев и творчества семьи Рерихов и предоставить им площадку для заинтересованного обсуждения вопросов актуальности культурного наследия Гималаев и творческого наследия Рерихов. Для семьи Рерихов Гималаи всегда были вместилищем древней мысли, красоты и мудрости. Древнейшие культурные традиции сохраняются и продолжают жить в Гималаях, словно в огромном музее под открытым небом. Это богатство делает Гималаи сокровищницей всевозможных человеческих достижений, значение которых для будущего сложно переоценить.
С приветственным словом к собравшимся обратился д-р Хари Чаухан. Куратор Музея штата Химачал Прадеш вспомнил, как 10 лет назад впервые приехал в Международный Мемориальный Трест Рерихов для проведения работы по документированию наследия Рерихов (прим.: эта работа проводилась в сотрудничестве с группой музейных специалистов из Международного Центра Рерихов, Москва). Д-р Чаухан был настолько впечатлен широкими знаниями и творческой деятельностью Н.К.Рериха и той работой, которая проводится в Тресте, что счел необходимым продолжать сотрудничество Музея в Шимле и Треста Рерихов в Наггаре. В этом году куратор Музея в Шимле обратился к руководству ММТР, к Российскому и Индийскому кураторам с предложением организовать международный семинар/конференцию, где можно собраться вместе и обсудить достижения Рерихов и их неоценимый вклад в культуру Гималаев, а также другие аспекты гималайского культурного наследия. Д-р Чаухан выразил надежду и уверенность, что все, о чем будет говориться на Конференции, составит важную главу в истории культуры Гималаев, и отметил, что творчество Рерихов имеет непреходящее значение для Будущего.
Представитель Российского Посольства Юлия Аряева напомнила о значении одного из важнейших деяний Н.К.Рериха – Пакта Рериха, первого международного договора о защите культурных ценностей, идеи которого являются базой для взаимопонимания между народами, для построения нового, справедливого мира.
Г-н Ашок Тхакур, член Совета попечителей Треста Рерихов выразил одобрение плодотворному сотрудничеству Музея в Шимле и Треста Рерихов. Он отметил, что мысли и идеи Н.К.Рериха намного опередили свое время, и это очень важно, что участники и гости Конференции сегодня собрались в этом зале, чтобы обсуждать и нести в мир идеи Рерихов, и, в частности, идеи Пакта Рериха.
Практическая часть Конференции открылась докладом Л.В.Хоменок, руководителя отдела развития Международного Центра Рерихов (Москва) «Духовные сокровища Гималаев в художественном творчестве Н.К.Рериха». Докладчик отметила, что древняя богатая культура Индии оказала исключительное влияние на творчество Н.К.Рериха. Индия появилась в картинах русского художника уже с 1905 года. В 1923 году, когда Рерих впервые ступил на землю Индии и, наконец, увидел Гималаи, – их величественные вершины стали главным источником вдохновения для тысяч полотен Рериха. Гималаи для Рериха связаны с именами величайших подвижников: риши, архатов, йогов, мудрецов. На картинах Н.К.Рериха мы узнаем знаменитого героя Арджуну, божественного Кришну, духовного подвижника Рамакришну, Целителя Чараку, самого Владыку Будду и его великих последователей. Все они для Николая Константиновича духовные Учителя, обогатившие мир новыми эволюционными знаниями. Рерих считал, что драгоценные жемчужины прошлого, настоящего и будущего нужно крепко соединить серебряной нитью подлинной религаре – Связи с Высшим, которая является основой всей индийской культуры. Когда это произойдет, тогда наступит Сатья-юга – Эпоха Света. Николай Рерих своим творчеством дает понимание этого светлого вектора будущего развития народов.
Г-н Тобдан, независимый исследователь и писатель (штат Химачал Прадеш, Индия) выступил с докладом «Николай Рерих – великий художник, и его любовь к Кулу и Лахулу в Гималаях». Он отметил, что Н.К.Рерих был великим почитателем Гималаев, о которых он знал уже с ранних лет. В Гималаях Рерихи поселились в долине Кулу, которой художник посвятил много восхищенных строк. Он писал о древней культуре долины, о риши, мудрецах и героях, память о которых хранит долина: о Риши Вьясе, владыке Будде, Падме Самбхаве. О трехстах шестидесяти богах, которые живут в долине Кулу. По сохранившимся воспоминаниям, Рерихи жили в Кулу очень просто, помогали местным жителям, проявляли живой интерес к традиционным праздникам и фестивалям. В своих занятиях живописью Рерих посещал более высоко расположенные места в Гималаях, и одним из любимых мест его работы был Лахуль. Докладчик отметил, что в тибетской традиции Рериха рассматривают как воплощение Пятого Далай-ламы.
Выступление д-ра О.К.Ханды, известного ученого, писателя, автора 47 книг по истории, искусству и культуре Индии было посвящено “Традиционной бытовой архитектуре штата Химачал Прадеш”. Д-р Ханда рассказал о некоторых видах традиционных домов и храмов, которые характерны для различных горных регионов штата. Он отметил, что биофизические и этнокультурные условия регионов, а также сложившиеся в них профессиональные обычаи определяют выбор строительных материалов, параметры планировки и организацию пространства в традиционных постройках. Так, например, в долине Кьярда Дун большинство традиционных крестьянских домов построены из древесины, бамбука и соломы, а стены и полы этих домов украшены богатой художественной росписью. С другой стороны, в деревянной архитектуре среднегималайских регионов открытые деревянные конструкции обильно украшены резьбой, что придает домам очень красивый вид. В низменных районах распространены дома, построенные из камня. А домашняя архитектура «кхаш» на востоке штата Химачал представляет собой отдельный класс благодаря своим отличительным особенностям, характеризующимся деревянной конструкцией, безупречными окнами, дверями и т.д., выполненными без гвоздей, высокоскатной кровлей и т.д. Таким образом, все старинные дома выглядят очень органично в своей естественной среде, отличаются красотой и практичностью. Они являются частью культурного наследия Гималаев и требуют особого бережного к себе отношения.
«Наследие Гималаев, отраженное в картинах Рериха» – так назывался доклад, подготовленный Викасом Бануалом, исследователем, консерватором Музея штата Химачал Прадеш в сотрудничестве с д-ром Хари Чауханом, куратором Музея. Проводя археологические и этнографические исследования в Гималаях, авторы доклада обратили внимание на древние наскальные изображения и барельефы, встречающиеся в различных регионах, таких, например, как Лахул и Спити. Они провели аналогии сохранившихся изображений с подобными изображениями на картинах Н.К.Рериха и сделали вывод о том, что в основе картин художника лежат реальные памятники культурного наследия Гималаев. Рерих видел их, изучал и очень точно запечатлевал на своих полотнах, наделяя их в то же время глубоким историческим, культурным и духовным смыслом и значением.
Д-р Лавлин Тадани, кандидат наук по русской литературе Московского государственного университета, бывший преподаватель JNU и председатель медиа-дома Мускан Продакшн (Нью-Дели) представила свой взгляд на «Культурные влияния, проявившиеся в творчестве Николая Рериха, и значение его наследия для развития искусства как общего достояния человечества». Доклад посвящен значению живописи Рериха в формировании духовного сознания личности, основанного на благоговении перед природой и единении с ней. Живя в Индии, изучая и впитывая лучшее из ее природного и культурного наследия, Рерих воспевал ценность различных культур и содействовал духу межкультурного взаимодействия. Основой философского мировоззрения его картин является представление о божественности, как первооснове всего творения.
Доклад Натальи Р. Кравченко (Таврическая Академия, кафедра культурологии, Крым, Россия – Национальная галерея современного искусства, Нью-Дели), которая, к сожалению, лично не смогла присутствовать на Конференции, назывался «Гималайское путешествие: Николай Рерих и Бирешвар Сен». В докладе отмечается, что искусство и творческое наследие Н.К.Рериха оказали неизгладимое влияние на поколения индийских художников и интеллектуалов. Доктор Калидас Наг охарактеризовал Рериха как «первого русского посла Красоты, который принес в Индию бессмертное послание Искусства». Среди художников Индии, находившихся под влиянием своеобразного «стиля Рериха» и его видения Гималаев как священного пространства, был и Бирешвар Сен. В 1932 году он посетил в Наггаре студию Николая Рериха – встреча с известным русским художником во многом изменила его жизнь. Он посвятил свои таланты исключительно славе Гималаев, которые стали его духовным домом. На протяжении многих лет оба художника поддерживали отношения и культурное сотрудничество.
Харш Индер Лумба, старший научный сотрудник Министерства культуры правительства Индии, художница, исследователь из Нью-Дели представила свой доклад «Рерих – столп искусства, культуры и наследия». Она обратила внимание на тот универсальный синтез, который был характерен для Н.К.Рериха и помогал решать самые трудные вопросы. Рерих всегда делал упор на самые позитивные, созидательные основы. Благодаря своему глубокому пониманию будущего развития общества Рерих провозглашал концепцию красоты, мира и знания. В картинах Рериха содержится ключ ко многим вопросам, возникающим у каждого думающего человека. Художник оставил в них послания будущим поколениям. Обладая глубокими знаниями и проницательностью, Рерих заслужил у индийцев высший титул – «Махариши», и это не просто благодарность, а признание достижения им тех высших знаний, которые были дарованы ему. Его картины – это окно в тот Высший мир, о котором мы не знаем, и желание показать нам наши возможности. Значение творчества Рериха для будущего – огромно!
В заключение перед собравшимися выступила д-р Дев Канья Какур, режиссер и писатель из Химачала. Она подняла перед присутствующими острую тему неравноправия женщины и необходимости принятия срочных решений на уровне правительства штата для облегчения положения женщин и обеспечения ее прав. Рерихи много писали о том, что равенство и сотрудничество мужчины и женщины – один из основных законов Космоса. Многие перекосы в истории человечества связаны с несправедливым отношением к женщине. Как писала Е.И.Рерих, птица человечества не может лететь на одном крыле. Почетный гость Конференции г-н Ашок Тхакур, имеющий за плечами огромный опыт административной работы, пообещал Дев Канье Какур посодействовать в решении тех вопросов, которые она подняла.
Завершился первый день Конференции вопросами и ответами, оживленным обменом мнениями, а также активной фотосессией.
Второй день Конференции в Международном Мемориальном Тресте Рерихов, организованной Музеем штата Химачал Прадеш (г. Шимла) в сотрудничестве с Международным Мемориальным Трестом Рерихов, Международным Центром Рерихов (г. Москва) и киностудией исторических фильмов «Фараон» (г. Санкт-Петербург) открылся вдохновенным выступлением д-ра Ом Кумара Шармы, основателя и руководителя школы санскрита в Кулу (Индия).
Д-р Ом отметил, что Н.К.Рерих обладал многими талантами, многими замечательными качествами, и все они были проявлением Божественной, Высокой энергии, и нам посчастливилось, что мы имеем пример такого человека. Все, что он делал, и та его космическая философия, которая направлена на возвышение человека – все это происходило благодаря той силе, которая и привела его из России в Индию. Д-р Ом вспомнил об ученом, буддисте и буддологе Церинге Дордже, который говорил, о том, что Н.К.Рерих – это не просто обычный человек, это человек высшего ранга, и то, что мы знаем о нем как о художнике, это еще далеко не все – нужно изучать высшие аспекты, которые он олицетворял. Можно говорить о тысяче аспектов, которые присутствуют в творчестве Н.К.Рериха, отметил д-р Ом. Но самое главное, что он являлся не просто сыном Востока или сыном России – он человек, которого нам послала Вселенная.
А.А.Лебеденко, кандидат педагогических наук и философских наук, заместитель руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов (Москва, Россия) не имел возможность приехать на Конференцию и прислал для Конференции свой видеодоклад «Рерихи – основатели Института Урусвати». Доклад посвящен истории создания и многогранной деятельности Института «Урусвати», созданного Рерихами в Наггаре. Основное внимание уделяется вопросу сотрудничества России и Индии в деятельности «Урусвати». В докладе подчеркивается, что, несмотря на отдаленность от России, Институт «Урусвати», вмещал в себя все особенности, присущие русским центрам науки и культуры. Это во многом определило его международную специфику и явило уникальный пример синтеза культур двух стран – России и Индии.
Р.С.Минвалеев, доцент кафедры физической культуры и спорта Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Россия) представил доклад «Физическая реконструкция тибетской йоги Туммо». Ученый напомнил о картине Н.К.Рериха под названием «Туммо (На высотах)», где изображен одинокий йог, сидящий на вершине без одежды и не испытывающий холода. Эта способность тибетских йогов, практикующих Туммо, противостоять экстремальному воздействию холода, стала предметом изучения для группы ученых и исследователей под руководством Ирины Архиповой, основателя и продюсера киностудии исторических фильмов «Фараон», автора проекта «В поисках утраченных знаний» и организатора многочисленных экспедиций, в том числе в Гималаи. В докладе представлены результаты проведенных исследований, а также разработанные учеными методики, как противостоять холоду без стрессового реагирования.
«Понятие о психической энергии в философии Живой Этики» – так звучала тема выступления П.М.Журавихина, ответственного секретаря Международного Центра Рерихов (Москва), советника Российской Академии естественных наук. В первой половине XX века в результате многолетнего сотрудничества Е.И. и Н.К. Рерихов с группой Великих духовных Учителей Индии была создана философская система, получившая название Живая Этика, или Агни-Йога. Согласно энергетическому мировоззрению Живой Этики, единство Вселенной обеспечивает Всеначальная космическая энергия, в применении к человеку называемая психической. Знания о свойствах и качествах этой энергии, которые мы находим в Живой Этике, расширяют наше познание, открывают науке новые возможности для изучения тонкоматериальной физиологии человеческого организма. Докладчик подчеркнул, что научное изучение психической энергии будет способствовать одухотворению всей человеческой жизни и формированию нового сознания человечества.
Доклад «Наука и Живая Этика в соприкосновении с жизнью», представленный М.Н.Тарасовой, врачом по диагностике и коррекции энерго-информационных полей (Курган, Россия), был подготовлен ею в соавторстве с коллегой Т.Е.Булатовой, психологом, кандидатом биологических наук, доцентом кафедры психологии Курганского государственного университета. Докладчик отметила, что в Живой Этике говорится об овладении новыми энергиями опытным путем, с помощью физических приборов. Таким прибором стал аппарат, изобретенный супругами Кирлиан в 1949 году. Он дал возможность фотографировать удивительное свечение, исходящее из растений, из кончиков пальцев человека и других объектов. Свечение представляет собой поток электронов, летящих в поле высокой частоты. Так в руках исследователей появился инструмент для наблюдения, изучения и съемки невидимых глазу излучений. Результаты, полученные в ходе исследований, проводимых авторами доклада уже на протяжении 20 лет, дают возможность изучать психическую энергию и ее влияние на человека и природу, а также анализировать состояние человека на аппарате Кирлиан и давать определенные рекомендации. М.Н.Тарасова привезла аппарат с собой в ММТР и пригласила всех желающих проверить свое состояние и увидеть мир тонких энергий воочию.
Т.С.Купава, исследователь творчества Рерихов, член Совета Рериховских организаций (Россия, Крым), посвятила свое выступление П.Ф.Беликову (1911–1982). Ее презентация так и называлась: «Павел Беликов – биограф Рерихов. Работа для Будущего». Павел Федорович является автором многочисленных публикаций о жизни и творчестве Рерихов, а также собирателем архивных материалов, посвященных великой семье. Он родился в Эстонии и прожил там всю жизнь. С книгами Живой Этики познакомился в 1930-х годах, и они стали основой его мировоззрения. Имея глубокие познания в философии, литературе, поэзии, он выступал с докладами; подготовил и несколько докладов о Рерихе. Великий художник, живя в то время в Индии, узнал о талантливом юноше и написал ему письмо. Это очень вдохновило молодого исследователя, и он начал собирать архив Н.К.Рериха, а в будущем и архив всей семьи. Так он вступил на путь служения Культуре. Архив, собранный Беликовым, насчитывал более 40000 единиц хранения: книги, фотоматериалы, публикации о Н.К.Рерихе, его письма и очерки. Материалы собирались при помощи самих Рерихов и их ближайших сотрудников. Книги и статьи, написанные Беликовым, стали началом серьезного научного рериховедения.
Гаутам Кашьяп, исследователь и переводчик из Бихара (Индия), выпускник Санкт-Петербургского Государственного Университета, выступил с докладом «Сравнительный анализ творчества Рахула Санкритьяяна и Николая Рериха». Он познакомил слушателей с краткой биографией Рахула Санкритьяяна, индийского писателя, переводчика, путешественника и ученого, который прошел долгий путь от индуиста и буддийского монаха до мыслителя-коммуниста. Своими глубокими знаниями он заслужил звание Махапандита, то есть великого ученого. Вспомним, что Н.К.Рериха называли Махариши – за его великие дела для человечества.
Молодой исследователь из Дели Арджун Шиваджи Джайн, директор культурного центра «Красный дом» представил доклад «Посланники эстетики и этических ценностей: Толстой, Тагор и Рерих». Великие личности XX века, обладающие огромным мыслительским, писательским, художественным талантом, они стали для народов России и Индии истинными учителями жизни, мудрецами, несущими благо человечеству. Докладчик поделился с участниками Конференции своими яркими впечатлениями от посещения Ясной Поляны и Шантиникетана и выразил благодарность судьбе, которая привела его в усадьбу Н.К.Рериха.
Ольга Карасева, ведущая и переводчик на Конференции, представила свой доклад «Культура как универсальный язык единения народов (на материале работ Рерихов)». Рерихи жили в эпоху многочисленных межэтнических, межнациональных и межкультурных противоречий и войн, схожую с той, в которой довелось жить и нам – эпоху подмены ценностей и смыслов понятий. Именно в такую эпоху мысли о культурном единстве и построении нового общества, основанного на понятии культуры, особенно актуальны. Культурное единство противостоит узкому национализму. Рерихи считали, что культурное единство строится на принятии исторического опыта, взаимосвязи поколений, преемственности и глубине; ориентации на установление контактов, взаимопонимание, общую историческую память; взаимном уважении, сотворчестве и сотрудничестве.
Логичным завершением Конференции стал доклад Наталии Баженовой, заместителя руководителя Культурного Центра имени Н.К.Рериха, руководителя Отдела прикладного искусства Казахстана ГМИ РК им. А.Кастеева, Члена Союза художников Республики Казахстан «С.Н.Рерих и Л.В.Шапошникова о долине Кулу». Докладчик отметила, что долина Кулу занимает центральное место среди окружающих ее горных долин, объединяя их в одно историческое и географическое целое. Долину Кулу можно по праву считать богатейшим историко-этнографическим, культурным и природным заповедником. Не случайно именно здесь Рерихами был создан Институт «Урусвати». Труды С.Н.Рериха и Л.В.Шапошниковой содержат ценные исследования и материалы, которые дают широкие возможности для изучения самых разных аспектов истории и культуры гималайской долины Кулу.
На этом аккорде двухдневная Конференция, посвященная культурному наследию Гималаев и творчеству Рерихов, завершилась. В заключительном слове д-р Хари Чаухан поблагодарил всех организаторов и участников Конференции и выразил надежду, что Конференция получилась интересной, что все узнали что-то новое для себя. Д-р Чаухан отметил, что индийские и российские ученые проявили взаимную заинтересованность и нашли много точек соприкосновения. В свою очередь, Лариса Сургина, Российский Куратор Международного Мемориального Треста Рерихов от имени российско-индийского коллектива ММТР поблагодарила д-ра Хари Чаухана и коллектив Музея штата Химачал Прадеш, руководство Международного Центра Рерихов и группу его волонтеров, а также киностудию «Фараон» за сотрудничество в организации Конференции.
Конференция закончилась тепло и сердечно. Гостям вручили подарки, памятные призы и сувениры. Конференция стала еще одним важным вкладом в укрепление дружбы и взаимопонимания между нашими народами.