В Индии впервые выставлены картины Рериха, ранее нелегально вывезенные на Запад

0
246
Картины выдающегося российского художника Николая Рериха, две из которых ранее были незаконно вывезены на Запад и потом с трудом возвращены в Индию, впервые выставлены в делийской Национальной галерее современного искусства

Картина Николая Рериха «Закат. Кашмир», 1943 год
© Евгений Пахомов/ТАСС

Полотна русского художника стали частью экспозиции девяти выдающихся национальных мастеров, сообщил в пятницу корр. ТАСС генеральный директор Национальной галереи современного искусства Адвайта Гаданаяк. «Николай Рерих тоже часть нашего искусства. Я даже думаю, что Рерих – индийский художник. Его философия, его представления в большей степени индийские. Я бы даже сказал, что он был индийским монахом, садху (отшельник в индуизме – прим. ТАСС), который писал картины. Он писал и на русские темы, но внутри он был индийцем», – объяснил Гаданаяк.

Экспозиция, приуроченная к 75-й годовщине независимости Индии, представляет тех национальных художников, которые получили известность до освобождения страны от британцев в 1947 году. Это мастера, которые заложили основу для развития современного индийского искусства. Среди них Раджа Рави Варма (1848–1906), Рабиндранат Тагор, который был не только знаменитым писателем, но и художником (1861–1941), его родственники Гаганендранатх Тагор (1867–1938) и Абаниндранатх Тагор (1871–1951), кроме того, Амрита Шер-Гил (1913–1941), Нандалал Бос (1882–1966), Джемини Рой (1887–1972) и Сайлоз Мукхерджи (1906–1960). Каждое из этих имен считается легендой национальной культуры. И в этот список кураторы выставки поместили полотна Николая Рериха, основная тема которых – Гималайские горы.

«Картины Рериха – это не просто картины. Они имеют внутренний свет, внутренний смысл. У них совершенно особые цвета. Горы постоянно меняют свет и цвет, горы постоянно меняются, и художник показывает это. Вы можете не просто видеть эти картины, вы можете чувствовать их».

Адвайта Гаданаяк
генеральный директор Национальной галереи современного искусства Индии

Всего в экспозиции представлено 19 работ художника, который родился в Санкт-Петербурге в 1874 году. Но особое внимание привлекают две: полотно на холсте «Закат. Кашмир» (1943) и эскиз на картоне «Гималаи. Канченджанга» (1938). Эти картины несколько лет назад были похищены и вывезены из Индии, после чего всплыли на аукционе Sotheby’s («Сотбис») в Лондоне. Потребовались долгие пять лет, чтобы индийские власти смогли вернуть их обратно. И вот теперь эти работы Рериха впервые официально представлены публике в Индии.

Похищение Гималаев

Кураторы выставки сделали все, чтобы гости экспозиции смогли, не отвлекаясь, любоваться горными пейзажами художника, который, как отмечают сами индийцы, открыл миру красоту Гималаев. В двух залах, где представлены работы Николая Рериха, царит полная темнота, и только лишь полотна подсвечены ярким, четко направленным светом; из динамиков постоянно слышен негромкий шум горного ветра.

«Так лучше чувствовать рериховские работы. Здесь можно медитировать. Некоторые так и делают», – сказал корр. ТАСС один из кураторов выставки, российский искусствовед Владимир Зайцев, который сотрудничает с Национальной галереей современного искусства.

Он рассказал историю похищения двух гималайских пейзажей Николая Рериха. В 1947 году All India Fine Arts and Crafts Society (Всеиндийское общество изящных искусств и ремесел) пригласило Николая Рериха приехать в Дели и открыть выставку своих работ. Страна только в августе того года получила независимость. Ряд регионов молодого государства, в том числе и Нью-Дели, были охвачены межрелигиозными столкновениями. Власти рассматривали выставку художника как своего рода призыв к миру и согласию. Местом для показа было выбрано большое здание Института сельскохозяйственных исследований – художественных государственных галерей в индийской столице тогда еще не было.

Картины «Утренняя молитва. Асанга» и «Лахул. Гепан Гох», Николай Рерих. Евгений Пахомов/ТАСС

«Николай Рерих отобрал около 60 работ для показа. Но в декабре 1947 года Рерих неожиданно скончался. Однако выставку не отменяли, несмотря ни на кончину художника, ни на беспорядки в городе. На открытие экспозиции прибыл первый премьер независимой Индии Джавахарлал Неру. И тогда было предложено состоятельным людям приобрести для молодой страны несколько работ – купили более 20 картин, часть из которых в 1960-е были переданы в музей в городе Чандигархе, а часть работ осталась в делийском сельскохозяйственном институте», – объяснил собеседник.

Со временем сменилась администрация института, новое руководство, чиновники, ничего не знали о Рерихе и ценности его произведений. В открытом доступе в библиотеке выставлялись лишь несколько этюдов. И вот в 2009 году разразился скандал, когда две картины появились в каталоге «Сотбис» – их похитили из запасников института и вывезли на Запад.

«Картины после долгих усилий вернули. И администрация этого института была несколько напугана, что картины хранились в закрытых комнатах и их нельзя было увидеть. Благодаря нашим совместным усилиям с Национальной галереей их удалось получить для выставки. Но это было не просто, дошло до премьер-министра Нарендры Моди!»

Владимир Зайцев
один из кураторов выставки, российский искусствовед

В настоящее время искусствоведы хотели бы, чтобы эти картины не возвращались в Институт сельскохозяйственных исследований, а остались в галерее. И тогда в индийской столице появится постоянная экспозиция работ Николая Рериха, где им смогут обеспечить необходимые условия хранения. А главное – их смогут видеть все желающие.

«Такие художники соединяют народы»

Нынешняя выставка с картинами Рериха открылась в Индии в том момент, когда в ряде западных стран русское искусство подвергается «политике отмены». А как с этим в Индии? Услышав такой вопрос, заместитель директора Национальной галереи современного искусства Суджата Прасад была явно удивлена и заверила, что никто в Индии не собирается останавливать или запрещать показ работ русского художника.

«При чем тут современная политика? Такие художники, как Николай Рерих, не имеют отношения к политике, они соединяют различные культуры, различные национальности. Мы гордимся этой выставкой!»

Суджата Прасад
заместитель директора Национальной галереи современного искусства Индии

Она добавила, что любой желающий может посмотреть экспозицию девяти классиков индийского изобразительного искусства, среди которых важное место занял и русский живописец, до мая 2023 года.

Николай Рерих является основателем известной династии русских художников, ученых и мыслителей, чья деятельность тесно связана с Индией. Он написал почти 7 тыс. картин, многие из них сегодня выставлены в музеях и галереях по всему миру. Кроме того, Николай Рерих стал автором около 30 литературных трудов, в том числе «Алтай – Гималаи: путевой дневник», «Восток – Запад» и «Сердце Азии». Он также выступил автором международного договора (пакта Рериха) о защите культурного наследия. Его супруга Елена Рерих известна как создатель философской системы «Живая этика». Их старший сын Юрий Рерих (1902–1960) стал выдающимся исследователем Центральной Азии, составил тибетско-англо-русско-санскритский словарь, монографии по истории центральноазиатских государств. Второй сын Святослав прославился прежде всего как художник и общественный деятель, он удостоен одной из высших наград Индии Падма Бхушан (орден Лотоса).

Евгений Пахомов

Источник: ТАСС, 24.06.2022